ЛИНГ ТГПУ
  • RU
  • EN
Сегодня: 09.03.2021
Главная АРХИВ ЖУРНАЛА 2016 Год Выпуск №4 МЕТАФОРА ЗРЕНИЯ И ОБРАЗЫ СМЕРТИ В РЕЦЕПЦИЯХ МИФОЛОГИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
  • Главная
  • АРХИВ ЖУРНАЛА
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход

Журналы ТГПУ

vestnik.tspu.edu.ru
praxema.tspu.edu.ru
ling.tspu.edu.ru
npo.tspu.edu.ru

EBSCO

Яндекс.Метрика
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -

МЕТАФОРА ЗРЕНИЯ И ОБРАЗЫ СМЕРТИ В РЕЦЕПЦИЯХ МИФОЛОГИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Куликов С. Б., Подбережная А. А.

Информация об авторе:

Куликов С. Б. доктор философских наук, доцент, декан факультета общеуниверситетских дисциплин. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: kulikovsb@tspu.edu.ru Подбережная А. А., научный сотрудник отдела исследований и разработок. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: young_be@sibmail.com

В ходе исследования метафоры зрения и рецепций мифологических образов смерти в современной культуре была выполнена реконструкция смыслов, лежащих в основе понимания связей между зрением (видением) и знанием. Уточнены отношения между зрением как способностью видеть естественные и сверхъестественные явления и зрением как способом фиксации отношений между жизнью и смертью в традиционной и современной культурах. Прояснение базовых идей, лежащих в основе мифологических преданий восточных славян и отраженных в художественной литературе и киноискусстве, продемонстрировало ключевую роль памяти и воображения в качестве структур сознания, которые обеспечивают хранение, трансляцию и воспроизводство этнокультурного наследия. Это дало возможность проследить рецепции мифологических преданий в произведениях Н. В. Гоголя, в кинопостановках данных произведений и через них – в современной массовой культуре. В результате, выявленные масштабы влияния славянской древности на современную культуру актуализировали вопрос о взаимных пересечениях мифологических представлений, сформированных древними славянами, и мифологических образов, возникших в классической древности.

Ключевые слова: мифология, смерть, древние славяне, современная массовая культура, культурная идентичность, культурное наследие, литература, кино, античность

Библиография:

Авенариус В. П. Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии. – Изд. 6-е. – М.: Издание А. Д. Ступина, 1902.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. – В 3-х т. – М.: Изд. К. Солдатенкова; типография Грачева и Комп. у Пречистенских ворот, 1865. – Т. 1.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971.

Гоголь Н. В. Вий // Полное собрание сочинений. – В 14 т. Т. 2. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – С. 175–208.

Еремин А. А. Ноогенез и теория интеллекта. – Краснодар: Советская Кубань, 2005.

Еремина В. И., Власова М. Н. «Темные места» в былине «С каких пор перевелись богатыри на Святой Руси» // Нарративные традиции славянских литератур: От Средневековья к новому времени. – Новосибирск: Омега Принт, 2014. – С. 21–27.

Ефремова М. А. Концепт кинотекста: структура и лингвокультурная специфика: На материале кинотекстов советской культуры: дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2004.

Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». – М.: Индрик, 2005.

Иванов В. В. Категория «видимого» и «невидимого» в тексте: еще раз о восточнославянских параллелях к гоголевскому «Вию» // Избранные труды по семиотике и истории культуры. – Т. 2: Статьи о русской литературе. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 79–104.

Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические фразеологические вопросы реконструкции текстов. – М.: Наука, 1974.

Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М.: Международный университет Бизнеса и Управления, 1997.

Кривонос В. Ш. Человек / нечеловек у Гоголя // Новый филологический вестник. – 2015. – № 2 (33). – С. 62–70.

Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1976.

Мансикка В. Й. Религия восточных славян. – М.: ИМЛИ им. А. М. Горького. РАН, 2005.

Маркин П. Ф. Славянская мифология как мировосприятие и текст русской литературы. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2009.

Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. – М.; СПб.: Академия Исследований Культуры, Традиция, 2005.

Самкова М. А. Кинотекст и кинодискурс: к проблеме разграничения понятий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 1 (8). – C. 135–137.

Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. – М.: Индрик, 2003.

Усманова М. Г. Концепт «видеть» и его репрезентации в глагольной системе башкирского языка // Вестник Башкирского университета. – 2012. – Т. 17, № 3 (1). – С. 1507–1509.

Ясинская М. В. Глаза и зрение в языке и традиционной народной культуре славян // Славяноведение. – 2014. – № 6. – С. 47–57.

Langacker R. W. Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: Mouton de Gruyter, 2009.

Schumann A. Preface: logic in Belarusian thinking // Studies in logic, grammar and rhetoric. – 2008. – № 13 (26). – P. 7–25.

kulikov_s._b._73_86_4_14_2016.pdf ( 692.6 kB ) kulikov_s._b._73_86_4_14_2016.zip ( 677.79 kB )

Выпуск: 4, 2016

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ

Страницы: 73 — 86

Скачиваний: 422

© 2021 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ