НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА КУРЭШ У БАШКИРСКИХ ЖЕНЩИН В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-1-153-162
В статье показано, что борьба курэш у башкир, как в прошлом, так и настоящем бытует в двух основных вариантах. Первый представляет собой единоборство на поясах, привычное на Сабантуях и других общественных праздниках, проводимое в летнее время года. Второй вариант — борьба всадников в зимние месяцы, где ставится задача под всеобщее одобрение собравшихся стащить противника с седла на землю. Целью статьи является анализ материалов, свидетельствующих об участии женщин в представленных видах спортивных состязаний. Задачами исследования стало сопоставление сведений, содержащихся в фольклорных источниках, полевых материалах, научных работах; анализ аналогичных явлений в культурах других народов; определение причин сохраняемости архаичных традиций в современных условиях. Установлено, что в традиционном башкирском обществе, когда женщины нередко занимались охотой в табунным скотоводством, участвовали в военном деле, когда благополучие социума обеспечивалось хорошей физической подготовкой и мобильностью всех ее членов, выработались обычаи участия детей обоих полов в разнообразных спортивных забавах, в числе которых была борьба на поясах и стаскивание всадника с седла. По историческим преданиям и сказкам нередко девушки не уступали в этих видах спорта мужчинам. По фольклорным материалам, у башкир устраивалось единоборство между женихом и невестой или между женихами как условие заключения брачного союза. По этнографическим сведениям, борьба была включена в башкирский свадебный ритуал, проводилась между женщинами — представителями родов невесты и жениха. Современные исследования показали, что в башкирском селении Арасланова Щучанского района Курганской области до сих пор на Сабантуе практикуется борьба между женщинами. Причина сохранения этого обычая заключается в относительной природно-географической изолированности башкирских зауральских селений, удаленности от центров урбанизации, что ослабило влияние ислама и государственной идеологии. Женская борьба курэш в указанном селении проводится по старым правилам, то есть без деления на весовые и возрастные группы, прямо на траве вблизи зрителей, в повседневной или национальной одежде.
Ключевые слова: борьба на поясах, курэш, башкирские женщины, кочевые народы, фольклорные источники, полевые материалы
Библиография:
Абдулкаримов С. А. Спорт в культурно-исторической ретроспективе: между сакральным и профанным // Этнографическое обозрение. 2007. № 4. С. 160–169.
Абдулкаримов С. А. Спортивная культура: от традиции к традиционализму // Этнографическое обозрение. 2010. № 2. С. 83–96.
Абсаликова Ф. Ш. Игры и развлечения башкир (конец XIX – первая половина XX в.). Уфа: Гилем, 2000. 133 с.
Азизбаев С. С. Исторические сведения о развитии кыргызских традиционных игр и состязаний // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2020. № 2 (28). С. 97–105.
Аюпов Р. Самый благородный вид борьбы // Ватандаш. 2008. №8. С. 126-134.
Башкирское народное творчество. T. 3: Богатырские сказки / сост. Н. Т. Зарипов, ред. Л. Г. Бараг. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1988. 448 с.
Башкирское народное творчество. Т. I: Эпос / сост. М. М. Сагитов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. 544 с.
Башкирское народное творчество. Т. 2: Предания и легенды / сост., автор вступ. ст. и коммент. Ф. А. Надршина. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. 574 с.
Бикбулатов Н. В. Башкирский аул: очерк общественной и культурной жизни. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1969. 214 с.
Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир. XIX–XX вв. М.: Наука, 1991. 189 с.
Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX — начале XX века. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. 200 с.
Георги И. Г. Описание всех живущих в Российском государстве народов. СПб., 1799. Ч. I: О народах финского племени, известных по истории российской под общим именем Руссов. XVI, 76 с.
Думанов Х. М., Смирнова Я. С. Старые и новые трактовки некоторых брачно-семейных обычаев народов Кавказа // Этнографическое обозрение. 1999. № 4. С. 18–27. Казахские народные сказки: в 3-х т. Алма-Ата, 1973.
Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. 560 с.
Лаббе П. По дорогая России. От Волги до Урала / пер. с фр. А. Ш. Губайдуллиной и Л. Ф. Сахибгареевой под рук. И. В. Кучумова. М.: Изд-во «Паулсен», 2017. 224 с.
Лепехин И. И. Продолжение дневных записок путешествия Ивана Лепёхина, академика и медицины доктора по провинциям Российского государства в 1770 г. Ч. 2. СПб.: Императорская Академия наук, 1802. 338 с. Мифы Древней Греции. URL: http://www.mify.org/ (дата обращения: 04.09.2019).
Нечвалода Е. Е. Отчет о работе комплексной экспедиции ЦЭИ УНЦ РАН в Сафакулевском, Щучанском, Альменевском районах Курганской области. 27 мая — 2 июня 2006 г. Научный архив Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН.
Новик А. А. Виргьереши — девственницы Северо-Албанских Альп как феномен социальной структуры традиционного общества // Феномен социализации в этнической культуре. СПб., 2012. С. 72–79.
Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.
Сокровища сарматских вождей (Материалы раскопок Филипповских курганов). Оренбург: Печатный дом «Димур», 2008. 144 с.
Султангареева Р. А. Башкирский народный куреш. Уфа: Китап, 2009. 142 с.
Фиельструп Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX века. М.: Наука, 2002. 300 с.
Хабибуллин И. З. Башкирская борьба курэш. История и современность. Уфа: Гилем, 2007. 208 с.
Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа: типография Оренбургского Губернского Правления, 1859. 472 с.
Юша Ж. М. Традиционные состязания и игры в свадебной обрядности китайских тувинцев (в сравнительно-сопоставительном аспекте) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2018. № 4(28). С. 124–131.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 153 — 162
Скачиваний: 666