МОЛОЧНАЯ ПИЩА КОЧЕВНИКОВ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ: ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И СИМВОЛИКА
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-1-206-219
Целью данной работы является анализ практического и символического значения молочной пищи в культуре кочевников Внутренней Азии. Хронологические рамки работы охватывают конец XIX — середину XX в. Исследование основывается на историко-этнографических и фольклорных материалах. Сравнительно-исторический и сравнительно-типологический анализ мировоззрения, хозяйственных практик, обрядовой сферы кочевников, связанных с пищевым комплексом, позволили выявить общий мировоззренческий пласт, формировавший представления о практической и сакральной значимости молочной пищи, ее функций соционормативного регулирования жизни общества. Высокая значимость молока в пищевом комплексе, и его белый цвет предопределили сакральность молока и обосновали широкий спектр его ритуального использования. Исследование повседневных практик получения, переработки, хранения и употребления в молочной пищи в среде кочевников Внутренней Азии на длительном хронологическом срезе и в широких территориальных рамках показывает, что молочная пища обладала статусом «ритуальной» всегда, а не только в ситуациях сакрального порядка. Сакральный статус белой пищи, как символа изобилия определил систему особых ограничений и запретов, сопутствующих получению молока, его переработке и хранению. Именно с молочной пищей наиболее тесно связано понятие «пищевая норма», воплощенное в разных формах. В отличие от другой основной пищи кочевников — мяса, молочная пища была призвана объединять общество, уравнивая богатых и бедных, своих и чужих. Выявлено, что в бурятской культуре один из видов молочной пищи — кисломолочный продукт курунга, выступает одним из ключевых маркеров социальной общности — рода наравне с родовыми огнем, тамгой, с которым связываются представления о силе рода, его благополучии.
Ключевые слова: Внутренняя Азия, тюрко-монгольские народы, пищевой комплекс, молоко, ритуал, социальные функции, символика
Библиография:
Алексеев Н. А., Романова Е. Н., Соколова З. П. Якуты (Саха). М.: Наука, 2012. 599 с.
Бравина Р. И. Погребальный обряд якутов (XVII–XIX в.в.). Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1996. 231 с.
Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакасское книжное изд-во,1996. 222 с.
Бутанаев В. Я, Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Изд-во Хакасского гос. унив., 2005. 196 с.
Васильев В. Е. Обряд посвящения ытык как сакральный договор с божествами верхнего мира // Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. С. 274–292
Вяткина К. В. Монголы Монгольской Народной Республики (Материалы историко-этнографической экспедиции академии наук СССР и Комитета наук МНР 1948-1949 г.г.) // Восточно-Азиатский этнографический сборник. Москва-Ленинград: Наука, 1960. С. 159–269.
Викторова Л. Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука, 1980. 223 с.
Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 115 с.
Галданова Г. Р. Закаменские буряты. Историко-этнографические очерки (Вторая половина XIX — первая половина XX в.). Новосибирск: Наука, 1992. 172 с.
Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: «Наука», 1988. 195 с.
История монгалов / Дж. дель Плано Карпини. 3-е изд. / Вступ. ст., коммент. М. Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997. 460 с.
Книга Марко Поло. 4-е изд. / Вступ. ст., коммент. М. Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997. 460 с.
Козин С. М. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol-un Niguča Tobčiyan. Юань Чао Би Ши. Монгольский обыденный сборник. Т. I. М.–Л. 1941. 620 с.
Линховоин Л. Лодон багшын дэбтэрhэ. Материалы на бурятском и русском языках. Улан-Удэ: Монгол-буриад ном, 2012. 384 с.
Лубсанов Д. Д. (отв. ред.) Очерки истории и культуры МНР. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1971. 508 с.
Лхагвасурэн И. Алтайские урянхайцы. Историко-этнографические очерки (конец XIX — начало XX). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 176 с.
Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М.: Наука, 1978. 125 с.
Нацов Г.-.Д. Материалы по истории и культуре бурят. Ч. I. Пер. и примеч. Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. 156 с.
Петри Б. Э. Элементы родовой связи у северных бурят // Сибирская живая старина. Иркутск, 1924. Вып. 2. С. 98–126.
Подгорбунский И. Идеи бурят-шаманистов о душе // Известия Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества. Т. XXII. № 1. Иркутск: Типография Витковской, 1891. С. 18–34
Потапов Л. П. Пища алтайцев (Этнографический очерк) // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. XIV. С. 37–71
Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 401 с.
Путешествие в Восточные страны / Г. де Рубрук –3-е изд. / Вступ. ст., коммент. М. Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997. 460 с.
Пюрбеев Г. Ц. (Отв. ред.). Большой академический монгольско–русский словарь. Том I. М.: Academia, 2001. 486 с.
Пюрбеев Г. Ц. (Отв. ред.). Большой академический монгольско–русский словарь. Том IV. М.: Academia, 2002. 532 с.
Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. 209 с.
Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2–е издание М.: Московская типография № 2, 1993. 736 с.
Тангад Д. Заметки о похоронных обычаях в западных районах МНР // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992. С. 127–133
Тенишев Э. Р. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика. М.: Наука, 1997. 800 с.
Фиельструп Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века. М.: Наука, 2002. 298 с.
Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. I. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1958. 550 с.
Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. II. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1959. 443 с.
Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. III. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1960. 420 с.
Цэрэнханд Г. Традиции кочевого стойбища у монголов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1993. С. 27–36
Черемисов К. М. (Сост.). Бурятско–русский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1973. 803 с.
Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла калмыков XIX — начала XXI в. Элиста: Джангар, 2011. 218 с.
Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX — начало XX). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 194 с.
Монгол Улсын угсаатны зүй. II боть. Ойрадын угсаатны зүй. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. 534 т.
Цэрэнханд Г. Монгол ахуй — угса, соёлын судалга. Улаанбаатар: Адмонд принт, 2015. 572 т.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 206 — 219
Скачиваний: 634