ОБРАЗ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ «ДРУГИХ»: СТАРОВЕРЫ-СТРАННИКИ В РАССКАЗАХ ВЕРХНЕПЕЧОРСКИХ И УДОРСКИХ КОМИ-ЗЫРЯН
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-2-102-113
Образы «других» являются неотъемлемой частью фольклорной картины мира, играя значимую роль в (само) идентификации этнических и конфессиональных групп. В ходе непосредственного общения формируются народные представления о конфессиональных особенностях «других», выделяется набор признаков, маркирующих их в качестве таковых. В статье рассматривается формирование и трансформация представлений о конфессиональном «другом» в моноэтничной поликонфессиональной среде на примере староверов-странников, проживавших в Удорском и Троицко-Печорском районах Республики Коми. Источниковой базой исследования послужили архивные данные и полевые материалы фольклорно-этнографических экспедиций, проходивших в начале 2000-х гг. Появление староверов-странников, позиционировавших себя как хранителей «истинной веры» и стремившихся максимально ограничить контакты с иноверцами, стало толчком для выделения этой группы в качестве конфессиональных «других». На верхней Печоре, на момент проведения исследований, страннические общины существовали; здесь сохранялась идеологическая конфронтация между разными группами верующих, что нашло отражение в различных локальных номинациях странников. На Удоре, где последователи странников исчезли в 1970-е гг., повсеместно использовался экзоконфессионим, не имевший оценочных коннотаций. Определяющее влияние на формирование представлений о странниках как о «других» оказали их религиозные практики. Ключевым показателем, характеризующим суть вероучения в глазах конфессиональных соседей, равно как и самих странников, стало «бегство от мира» — полный отказ от участия в государственной и общественной жизни, от любого взаимодействия с иноверцами. Не менее значимыми для системы представлений о данной группе были особенности погребальной обрядности (тайные похороны удорских странников) и крещения (крещение в пожилом возрасте). Закрытость повседневной и ритуальной жизни странников способствовала распространению слухов, компенсировавших отсутствие информации. Изменение исторических реалий (исчезновение удорских странников, изменение возрастного состава общин) вело к изменениям и коррективам существовавших представлений.
Ключевые слова: образ другого, староверы-странники, коми-зыряне, конфессионимы, ритуальные практики
Библиография:
Амосова С. Н. Образ еврея в фольклоре неевреев (на материалах этнографических экспедиций на Украину, в Белоруссию и Латвию) // Другой в литературе и культуре: сб. науч. трудов: в 2 т. Т. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 251–265.
Андреева Ю. О. Соседство с «другим»: контакты, сети и границы (на примере молокан Армении) // Кунсткамера. 2020. № 4 (10). С. 157–167.
Белова О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: «Индрик», 2005. 288 с.
Гагарин Ю. В. Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление (по материалам конкретно-социологических исследований). Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1971. 255 с.
Демидова Е. В. О ценности Другого в философии поступка М. М. Бахтина через призму современных дискуссий о Другом // Другой в литературе и культуре: сб. науч. трудов: в 2 т. Т. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 9–30.
Джонстон Т. Слухи в СССР сталинского времени // Слухи в России XIX–XX веков. Неофициальная коммуникация и «крутые повороты» российской истории: Сб. ст. / Ред. И. В. Нарвский и др. Челябинск: Каменный пояс. 2011.С. 17–27.
Дутчак Е. Е. Старообрядческое согласие странников (вторая половина XIX — XX вв.) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. Томск, 1994. 276 с.
Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX — начало ХХI в.). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. 410 с.
Комарова В. А. Рассказы о староверах и скрытниках // Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья) / Под ред. А. Б. Мороза. М.:ОГИ, 2009. С. 293–395.
Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. 268 с.
Мороз А. Б. «Свои» и «чужие» святые: к вопросу о формировании культа святых // Рябининские чтения-2011. Материалы VI конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. С. 121–124.
Прокуратова Е. В. Старообрядческая культура Коми края XVIII–XX веков: книгописная деятельность и литературное творчество удорских староверов. СПб.: «Пушкинский дом». 2010. 528 с.
Пулькин М. Старообрядцы-странники во второй половине XIX — начале ХХ в. (на основе отчетов каргопольских миссионеров) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (3). С. 207–222.
Сморгунова Е. М. Пермские староверы-бегуны и их правила жизни (по рукописям Пермской коллекции МГУ) // Русские старообрядцы: язык, культура, история: Сб. статей к XIV Международному съезду славистов / Отв. ред. Л. Л. Касаткин. М.: Языки славянских культур. 2008. С. 300–321.
Черных А. В. Народная терминология старообрядческих согласий в русских традициях Прикамья: бегуны (странники) // Традиционная культура. Т. 19. № 5. 2018. С. 97–109.
Чеснов Я. В. Этнический образ // Этнознаковые функции культуры / Ред. Бромлей Ю. В. М.: Наука, 1991. С. 58–85.
Штырков С. Стратегии построения групповой идентичности: община сектантов сууботников в станице Ново-привольная Ставропольского края // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М.: Дом еврейской книги, 2003. С. 266–286. (Академическая серия, Вып. 11).
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 102 — 113
Скачиваний: 478