№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | В статье освещается процесс изучения музыкального фольклора чукчей, начиная с первых упоминаний в материалах путешественников XVIII–XIX вв. и до нашего времени. Особое место уделено трудам этнографов XIX–ХХ вв., в которых музыка характеризуется как неотъемлемая часть этнической культуры. В статье учитываются данные археологии, религиоведения, филологии, искусствоведения, культурологии и др. Музыковедческое изучение фольклора чукчей началось в ХХ в. с нотных записей Е. Широкогоровой, звуковых фиксаций Е. Гиппиуса и З. Эвальд, C. Магид, П. Коллара, публикаций 1960–1970-х гг. Х. Нарвы и В. Лыткина. Этномузыковедческое изучение связано с работами И. Бродского (Богданова), Ю. Шейкина, О. Добжанской, Ж. Дьячковой и др., публикациями звучащих образцов А. Лекомта, К. Танимото и др. Ключевые слова: чукчи, палеоазиатские народы, музыкальный фольклор, музыкальная этнография, изучение музыки чукчей | 3164 | |||||
2 | . | 3057 | |||||
3 | Рассматривается функционирование обсценной лексики в бурятском языке в качестве высказываний с различными целями, междометий и пейоративов. За основу взяты данные баргузинского говора бурятского языка, в достаточно полном виде сохранившего лексику указанного семантического поля. Выявлено, что бурятские обсценные слова не используются в речи с целью посылки, божбы и в качестве нейтральной вставки. В роли междометий, передающих крайнюю пестроту и разнообразие эмоционально-смысловых оттенков (испуг, удивление, восхищение, сожаление и пр.), выступает сверхчастотная диада: үтэгэн ‘vulva’–озгой ‘penis’, составляющая ядро обсценной лексики западных говоров бурятского языка. Анализируемые в работе формулы, имеющие внешнее сходство с предложениями, представляют собой проклятья, направленные на прекращение рода. Эквивалент третьего компонента «обсценной триады» в русском языке со значением ‘futuere’ не столь продуктивен в бурятском языке. Автором рассматривается этимология некоторых слов данного семантического поля, описываются некоторые способы защиты от проклятий. Применение обсценной лексики в бурятском языке не ограничивается разговорной речью. Ее можно встретить в шаманских призываниях, связанных с продолжением человеческого рода и избавлением от бесплодия. Ключевые слова: бурятский язык, говор, лексика, междометие, пейоратив | 2039 | |||||
4 | Рассматривается сокращение численности этноса чулымских тюрков в 2002–2010 гг. как следствие трансформации этноязы кового сознания населения. Ключевые слова: чулымские тюрки, этнос, идентификация, этноязыковое самосознание | 2025 | |||||
5 | Показано непосредственное влияние проблемы преодоления исторического прошлого на трансформацию национального и формирование европейского уровней идентичности немцев. Эволюция концепта немецкой нации и исторической политики до и после объединения Германии рассматривается в тесной взаимосвязи с процессом конструирования европейской идентичности, главными акторами которого выступают немецкая интеллектуальная элита и государство. Отмечаются особенности указанных процессов у западных и восточных немцев и влияние на эти процессы фактора мировой общественности. Ключевые слова: национальная идентичность немцев, немецкая нация, европейская идентичность немцев, историческая память, историческая политика | 1982 | |||||
6 | На материалах курганного могильника Чердашный Лог III рассматривается археологический контекст обнаружения валиковой керамики. Памятник расположен в Томском Приобье и датируется VI–VIII вв. н. э. Анализ распространения валиковой керамики и ее взаимосвязи с археологическими структурами позволяет выявить особенность погребального обряда, согласно которой помещать сосуды с валиковым орнаментом в могилу было не принято. В основном она обнаружена в полах курганов, что свидетельствует о том, что ее использовали для поминальных действий. Ключевые слова: Томское Приобье, раннее Средневековье, курганный могильник Чердашный Лог III, валиковая керамика | 1901 | |||||
7 | Описываются некоторые междометия и модальные слова хантыйского языка. Это те междометия и модальные слова, которые могут выступать в качестве вводных компонентов предложения. Освещается и другой отличительный признак слов этого разряда: они выражают экспрессивность, эмоциональность, субъективную модальность. Примеры приводятся из текстов на казымском и ваховском диалектах указанного языка. По казымскому диалекту приводится также материал, записанный автором статьи. Ключевые слова: языковая модальность, субъективная модальность, междометие, модальные слова, вводные компоненты, хантыйский язык | 1886 | |||||
8 | В рамках долгосрочного исследовательского проекта INEL (2016–2033) в Гамбургском университете разрабатываются электронные корпуса текстов и сопутствующая инфраструктура для ряда языков Северной Евразии. В настоящий момент идёт работа по созданию корпусов селькупского, камасинского и долганского языков. В проекте используются архивные материалы из разных источников, в т. ч. хранящийся в Гамбурге селькупский архив А. И. Кузьминой, камасинские аудиозаписи из архивов в Тарту и Хельсинки, и долганские записи, предоставленные Таймырским домом народного творчества. Все тексты в корпусах снабжаются фонологической транскрипцией, поморфемным глоссированием, переводами; в части текстов также размечаются от дельные семантические и синтаксические признаки, информационный статус именных групп, заимствования и переключения кодов. Корпуса предназначены в первую очередь для проведения типологически ориентированных исследований в области грамматики, но могут представлять и более широкий интерес. Кроме того, для повышения эффективности лингвистических изысканий разрабатывается ряд вспомогательных информационных ресурсов. Ключевые слова: проект INEL, корпуса, селькупский язык, камасинский язык, долганский язык, архивные материалы, грамматика, языковые контакты, поморфемное глоссирование, разметка | 1787 | |||||
9 | Статья посвящена этнолингвистическому дискурсу проприальной лексики средневекового происхождения на территории исторической Даурии в аспекте межкультурных и межъязыковых контактов этнических сообществ, причисляющих себя к разным цивилизациям – кочевым и некочевым. Онимическая лексика способна не только «закодировать» в своем семантическом поле внутрикультурную специфику этнического сознания, но и выявить межкультурные особенности контактирования этнических сообществ. Ключевые слова: Нелюдский острог, Никанское царство, Гоу-Го, «песиглавцы», никан(ы), громовник, Конурский род тунгусов, нелюди (полулюди), Государственный архив Забайкальского края, фратрии кетов Қэнтāн, или Ханта | 1764 | |||||
10 | Статья посвящена археологическому памятнику городище Шеломок, расположенному в нижнем течении Томи. Памятник 125 лет известен в археологии Сибири. В исследовании анализируется его географическое положение, особенности выраженных в рельефе объектов. Подробно описана история исследования, указано значение материалов памятника для историко-культурных реконструкций. В заключение приведены результаты изучения памятника методом наземного лазерного сканирования, проведенного в 2012 году. Ключевые слова: археологические исследования, Томское Приобье, городище, лазерное сканирование | 1733 | |||||
11 | Статья посвящена выявлению направления миграций древнего населения Западной и Центральной Сибири на основе анализа маркёров Y-хромосомы. В связи с отсутствием прямых палеогенетических данных используются выводы о направлении миграций, полученные на основе анализа распределения мужских генетических линий современного населения. В результате исследования выявлены корреляции между выводами генетики, археологии и лингвистики о направлении основных миграций самодийцев и енисейцев. Ключевые слова: генетика, археология, самодийцы, енисейцы, селькупы, самусьская культура, культура гребенчато-ямочной керамики, гаплогруппы, Приобье, Западная Сибирь | 1703 | |||||
12 | В статье исследованы культурные и концептуальные основания формирования визуальной антропологии как современной междисциплинарной отрасли гуманитарного знания. Предмет визуальной антропологии составляют все доступные визуальной фиксации и трансляции формы выражения социокультурных смыслов. Визуальные образы занимают значительный сегмент культуры как социокоммуникативной системы. В настоящее время изображение превратилось в ведущее средство выражения и передачи значимой информации; зафиксирован и описан «визуальный поворот» в культуре, связанный с переносом акцента с семантического аспекта образа на его синтаксис. В связи с этим поворотом принципиально трансформируется онтология человека и культуры. Ключевые слова: антропология, культура, визуальный образ, визуальный поворот | 1649 | |||||
13 | Представлен анализ «художественно-этнографического» фильма (так его позиционируют авторы) «Якутская свадьба. XIX век» (2016), в создании которого принимали активное участие ведущие ученые республики. Фильм являет пример антропологического постановочного кино. Визуализация фольклорного текста (обряда свадьбы) наглядно выводит культурные коды этноса, семиотический анализ которых предложен с целью определения жанровой специфики этнографического кино. Фильм как визуально-антропологическое исследование фольклорного текста предлагает интерпретацию хроматического кода якутской культуры (анализ семантики белого цвета в культуре скотоводов). Проведен анализ музыкального и акустического кода: протяжная песня невесты — реконструкция архаической мелоформы; анализ интонации участников ритуала — как речевая характеристика. Кроме того, представлен анализ кинетического, кулинарного, числового кодов культуры, визуализированных в фильме. На основе материалов фестивального кино и трудов современных исследователей в области визуальной антропологии обобщены характеристики этнографического кино. Предложены критерии, отличающие этнографическое кино от других документальных жанров. На наш взгляд, любая репрезентация, визуальная в том числе, сделанная человеком про человека, по природе своей является антропологической. Выявлено, что жанр этнографического кино предполагает детальное акцентированное рассмотрение быта; поиск схождений и отличий текстов культуры; научный комментарий (интерпретацию); направление коллективного восприятия (манипуляцию); создание иллюзии присутствия здесь и сейчас; стремление максимально передать ауру культуры; вживание или монтаж с индигенным кино; «встраивание» камеры, «включенное» кино, достижение естественности; иконофобию («избегание прямого взгляда»); включение зрителя в рефлексивную деятельность (эмпатию); обязательное созвучие эстетики фильма эстетике культуры; предпочтение взгляда «чужого»; «иллюзию нейтрального наблюдателя». Рассмотрены особенности стилистики документального кино по этнографии якутов, проблемы взаимного фреймирования в многоуровневом и поливалентном индигенном кино. Доказано, что этнографическое кино есть не только комментарий к культуре, и автопортрет — не самоцель. Фильм не ограничивается опытом реконструкции обряда, но представляет ментальность народа, является актом самосознания культуры. Ключевые слова: этнографическое кино, фольклорный текст, семиотический анализ, реконструкция обряда, культурные коды, визуальная антропология, идентичность | 1645 | |||||
14 | В данной статье на примере лексемы уйат «стыд, стыдиться» и его производных рассмотрены, как работают концепты «стыд», «совесть», «стеснительность», «позор» в хакасской языковой картине мира. Установлено, что уйат «стыд, стыдиться» – это понятие, скорее, социально-этическое: активное употребление фразеосочетаний (уйатха сух- «позорить; букв. засунуть в стыд» и уйатха кир- «позорить; букв. ввести в стыд») свидетельствует о том, что ответственность за нарушение субъектом морально-этических норм ложится и на его родственников и близких. В семантику слова уйат включается оттенок понятия «совесть», однако при реализации представляется сложным развести эти два значения. Мы считаем, что такая картина сложилась в виду того, что в хакасской эмоциональной сфере стыд перед обществом превосходит идею индивидуального рационального суждения (совести). Ключевые слова: хакасский язык, концепт, уйат «стыд, стыдиться», лексема, субъект, языковая картина мира | 1586 | |||||
15 | Статья содержит анализ основных аспектов обряда жертвоприношения у хантов. В их числе рассматриваются объекты, которым направляется жертва; субъекты, приносящие жертву; местонахождение объектов и место принесения им жертвы; сроки и место проведения обряда; виды жертвенных церемоний; разновидности жертвенных даров; действия, выполняемые во время жертвенной церемонии. Анализ основан на полевых материалах автора 1970–1980-х гг., собранных у юганской группы хантов. В завершение статьи приводится краткое описание конкретного обряда. Ключевые слова: ханты, обряд жертвоприношения, основные аспекты, конкретный обряд | 1571 | |||||
16 | Приводится анализ результатов, полученных в ходе психолингвистического эксперимента. Материалом для исследования послужила фитонимическая лексика русского языка. Целью эксперимента являлся анализ развития наименований лекарственных растений в мотивологическом ключе. Для проведения эксперимента было отобрано 23 фитонима. В ходе анализа было установлено, что 12 фитонимов подверглись динамическим изменениям в сильной степени, 11 фитонимов не проявили значительных черт динамических изменений. Ключевые слова: мотивация, мотивология, мотивировочный признак, номинационный признак, мотивационный признак, фитоним, ремотивация, демотивация, лексикализация, внутренняя форма слова | 1564 | |||||
17 | Статья посвящена описанию процесса исследования нганасанского шаманства начиная с XVIII в. и до наших дней. Рассматриваются посвященные шаманству труды отечественных и зарубежных этнографов, языковедов, музыковедов. Ключевые слова: нганасаны, шаманство, шаманские ритуалы, шаманские верования, исследователи шаманизма | 1561 | |||||
18 | Рассматривается информативность лексической единицы как один из основных компонентов образования окказионального слова. Материалом исследования являются авторские окказионализмы прославленного британского писателя Терри Пратчетта, неотъемлемой особенностью авторского стиля которого является языковая игра и словотворчество, что дает богатый материал для исследования потенциальных моделей окказионального словообразования, принципов образования и особенностей функционирования. Ключевые слова: словообразование, окказионализм, информативность, модель, экспрессивность | 1557 | |||||
19 | Статья посвящена публикации и интерпретации материалов нового погребения эпохи раннего средневековья на территории Уфы. Территориально и типологически погребение соотносится с группой некрополей турбаслинской культуры Приуралья. Анализ материала с прилегающих комплексов позволил объединить разрозненные погребения левобережья р. Сутолока в единый погребальный комплекс – могильник «Старая Уфа-1» (V–VI вв.). Ключевые слова: средневековье, Уфа, погребальный обряд, турбаслинская культура | 1554 | |||||
20 | Статья носит обзорный характер, и в ней рассматриваются разные версии происхождения нетюркских гидронимов Хакасии (и прилегающих к ней районов Тывы, Кемеровской области, Горного Алтая). Объяснение происхождения ряда искомых топонимов материалом древних енисейских и самодийских языков подтверждается выводами известных ученых-компаративистов относительно «лингвистической истории» Южной Сибири (им в статье уделяется большое внимание). Более подробно в статье рассказывается о двух, дополняющих друг друга, трактовках происхождения гидронимов – названий рек на территории Хакасии. Согласно мнению известного археолога Л. Р. Кызласова, этимология более 50-ти не тюркских гидронимов региона может быть связана с материалом некогда бытовавших на этой территории самодийских и угорских языков. На взгляд А. П. Дульзона (выраженный в статьях того времени), в спорных случаях в первую очередь необходимо искать енисейскую (в основном – кетскую) основу формирования гидронимов этой территории. Таким образом, оба подхода указывают верное направление поиска: трактовки А. П. Дульзона не позволяют уйти «в угро-самодийскую сторону» в тех случаях, где возможно объяснение кетским (и шире – енисейским) материалом. Происхождение гидронимов на -ба (-бе), действительно, хорошо объясняется самодийским наследием. Сомнения возникают по поводу гидронимов на -ас (относительно которых Л. Р. Кызласов пишет, что в этом случае отчетливо виден «угорский след»). Принимая трактовку относительно происхождения гидронимовна ба (-бе), автор статьи считает, что в случае с названиями на -ас можно говорить о том, что они тоже «самодийские»: этот элемент нетюркских гидронимов рассматриваемого региона отражает уральское (т.е. общее для угорских и самодийских языков) наследие (или состояние). Ключевые слова: топонимика, гидронимы, Южная Сибирь, Хакасия, тюркские языки, алтайская семья, уральская семья, енисейская семья | 1540 | |||||
21 | Рассматривается стилистический прием «метаморфоза» в селькупских сказках и мифах народов мира. В ходе анализа фольклорных и мифологических сюжетов выясняются способы, причины, характер и мотивировка метаморфоз, происходящих с персонажами/объектами, задействованными в повествовании. Рассматриваются метаморфозы, в результате которых образуются как одушевленные, так и неодушевленные (топонимы, части ландшафтной оболочки) объекты. Анализируется современная интерпретация метаморфозы в мировой литературной традиции. Ключевые слова: метаморфоза, стилистический прием, селькупский язык, селькупские сказки, мифы народов мира, фольклор, перевоплощение, сюжет, мотив | 1538 | |||||
22 | Статья посвящена выявлению типов топонимического словообразования в названиях селькупских поселений южных и центральных диалектно-локальных групп селькупов. Для анализа было привлечено более 200 наименований стационарных селькупских поселений (юрт), находившихся в ареале Среднего Приобья в период второй половины XIX – начала ХХ в. В результате исследования выявлено наличие четырех основных типов топонимических моделей в номинации поселений и очерчены ареалы их распространения. Ключевые слова: селькупы, Среднее Приобье, локальные группы, стационарные поселения, названия поселений, типы топонимического словообразования, ареалы распространения топонимических моделей | 1533 | |||||
23 | В настоящее время сделаны лишь первые шаги в изучении генофонда южных селькупов. Полученные в результате экспедиций данные по составу мужских линий южных селькупов позволяют разрешить некоторые проблемы этногенеза этого народа. В статье дается описание структуры генофонда южных селькупов по данным полиморфизма Y-хромосомы. Делается вывод о связи генетических линий с определенными территориями и этнографическими группами южных селькупов. Выявляется территория возникновения этих генетических линий, дается приблизительная датировка появления этих линий на территории Нарымского Приобья. Высказываются предположения о связях генетических линий с носителями определенных археологических культур. Делается вывод о присутствии большинства генетических линий на территории Нарымского Приобья уже в докулайскую эпоху. Ключевые слова: южные селькупы, Нарымское Приобье, генетика, история, археология | 1520 | |||||
24 | В статье анализируются заголовки публикаций российских ученых по истории Германии, Франции, Западной Европы X – первой половины XVI в., вышедших за три последних десятилетия (1985–2015 гг.) и посвященных проблемам взаимоотношений полов. Цель исследования – опираясь на лингвокультурологический подход, обозначить стилистические особенности проблематизации гендера в научном дискурсе отечественных медиевистов. Комплексный анализ стилистических средств представления гендера (тропов и фигур речи) позволяет подступиться к вопросу о концептуальной значимости содержательных элементов названий, а также проследить связь характерных черт обсуждения гендера в медиевистике с общенаучными установками в отношении этого феномена и связанных с ним практик. Ключевые слова: современная отечественная медиевистика, заголовки научных публикаций, гендерный дискурс, особенности стилистики | 1512 | |||||
25 | Тезис о взаимовлиянии грамматических категорий тривиален, но сущность, конкретные проявления и механизмы категориально-грамматической интеграции, в том числе в типологическом и историческом плане, до сих пор мало изучены. При этом именно феномен категориальной конвергенции в целом ряде случаев, в особенности в контрастивно-типологических и историко-лингвистических исследованиях, позволяет предложить достоверное объяснение определенных эмпирически полученных фактов функционирования и развития языковых систем. В предлагаемой статье обсуждаются некоторые вопросы взаимосвязи категории модальности в глагольной парадигме с категориями временнóй отнесенности, глагольного вида и залога в синхронии, диахронии и с типологической точки зркния. Ключевые слова: грамматическая категория, межкатегориальные связи, категориально-грамматическая конвергенция, языковые изменения, грамматикализация, модальность | 1504 | |||||
26 | С начала прошлого века умы ученых занимает гипотеза родства языков народов Сибирии языков американских индейцев. В 1968 г. в своем фундаментальном труде «Кетский язык» А. П. Дульзон, основатель кафедры языков народов Сибири Томского государственного педагогического университета, писал: «Кетский язык, наиболее изученный из группы енисейских языков, обладает весьма сложной и своеобразной системой глагольного формообразования. Эта система почти во всех своих главных особенностях типологически совпадает с системой глагольного формообразования баскского языка, вершикского, многих кавказских языков и языков американских индейцев» (Дульзон 1968: 579). Данная статья носит обзорный характер, в ней излагаются в целом проблемы, связанные с исчезновением кетского языка, освещается сложившаяся социолингвистическая ситуация в местах проживания кетского населения и описывается работа, которая проводится на кафедре языков народов Сибири Томского государственного педагогического университета, по документации языка и оцифровки архивных материалов. В конце статьи представлены рассуждения о гипотезе дене-енисейского родства с позиции лингвиста и дана точка зрения со стороны обывателя. Ключевые слова: кетский язык, социолингвистическая ситуация, языковой сдвиг, лингвистический корпус текстов, дене-енисейская гипотеза | 1493 | |||||
27 | Предлагается ввести в лингвистический обиход новый тип поля, предназначенный для анализа языковой реализации коммуникативного поведения интерактантов, под названием «коммуникативно-прагматическое поле». В первой части статьи определяется место данного поля среди других типов полевых структур, а также описываются принципы его организации, структура и состав. Во второй части обсуждаются основы и особенности лингвистического анализа на базе коммуникативно-прагматического поля на примере некоторых речевых актов. Ключевые слова: лингвистическая прагматика, теория речевых актов, полевой метод, сопоставительный анализ | 1492 | |||||
28 | Статья посвящена анализу научного наследия В. Н. Басилова – яркого представителя отечественной этнографической науки. Автором статьи выделена основная проблема научного творчества В. Н. Басилова – исследование шаманства как исторического, культурного, этнографического феномена, универсального по своему генезису и разнообразного в своих конкретно-исторических и этнокультурных проявлениях. Охарактеризована научная деятельность исследователя с акцентуацией внимания на том, каким образом в трудах В. Н. Басилова проявились сильные стороны отечественной этнографической науки – глубокое знание фактического материала, постоянная работа в поле и, соответственно, высокая информационность собственных полевых этнографических сборов, явившихся основой для теоретического анализа и концептуальных обобщений. Ключевые слова: история этнографической науки, традиционная культура, ранние формы религии, шаманство | 1486 | |||||
29 | Статья отражает результаты предварительного исследования темы, связанной с изучением проблем «язык и мир, отраженный в нем» (с привязкой к проблемам лексикологии и лексикографии). Современная этнолингвистика (с когнитивным уклоном) характеризуется сложностью определения базовых понятий: «лексическое поле», «семантическая структура», «картина мира», «категоризация понятий в языке», «когнитивная семантика», «концепты», «фреймы», многих других. В статье описывается деление группы слов, связанных с номинацией человека, на три подгруппы: слова называющие (χǎnti ‘человек; ханты’, χö ‘мужчина’, nε ‘женщина’ и другие), характеризующие (χon ‘царь’, vełpas χö ‘охотник’, mis nε ‘доярка’, pił ‘попутчик’, łöχas ‘друг’, ǎs ‘родитель’ и другие) и оценивающие (tuvrεm ‘хулиган; непоседа, баловник’, uli-muli ‘глупый; глупыш; забывчивый’, χǎrχ-murχ ‘равнодушный; нелюдимый, бирюк’, siłka ‘такой-сякой; сволочь; вражина’, χom ‘черт; проклятый’ и другие). Анализ словарного состава, соотносимого с человеком (или с образом человека), позволяет уже на первом этапе выявить три основные функционально-семантические подгруппы, а в ходе дальнейшего исследования можно определить также возможности семантического перехода между ними (можно выяснить, в частности, как слова называющие и характеризующие могут быть использованы в качестве оценивающих). Указывается на недостаточное представление в словарях хантыйского языка слов третьей подгруппы, на необходимость сбора информации о таких словах и подготовке к изданию словаря ‘антропологической’ лексики хантыйского языка (толково-комбинаторного типа). Ключевые слова: Именная лексика, функции различных (групп) слов, номинация, характеристика, оценка, северные диалекты хантыйского языка | 1479 | |||||
30 | В статье рассмотрены разные варианты описания свадьбы казанских и сибирских татар. Татарская культура состоит из целого ряда локальных вариантов и субвариантов – сибирского (тюменские, тобольские татары) и казанского (собственно казанские, а также чепецкие, пермские). Материалы, собранные как учеными прошлых лет, так и в ходе современных полевых исследований, свидетельствуют о существовании и «томского» варианта локальной культуры в составе культуры сибирских татар, что проявляется и в свадебной обрядности. Изучение этнокультурных особенностей томских татар дает возможность рассмотреть их локальную специфику, а также выявить специфические черты свадебного обряда татарских микрогрупп, вошедших в состав томских татар. Ключевые слова: татары Томской области, свадебный обряд, микрогруппы | 1475 | |||||
31 | Рассматриваются вопросы, связанные с переселением представителей татарского этноса в Западную Сибирь. В качестве основной причины миграций в Сибирь автор выделяет государственные реформы. Кроме того, они оседали на Томской земле и как торговцы, и как ссыльные, а также поселенцы шли за лучшей долей. В статье прослеживается, что территория Поволжья и Приуралья это главные районы исхода татарской миграции. Автором определены и районы расселения татарского этноса. Татары селились в деревнях местных (томских) татар, но есть и немало прецедентов, когда татары-переселенцы основывали новые населённые пункты. Так образовались Юрты Казанские, Кирек, Берёзовая Речка, Серебряковский, Ново-Казанка, Ново-Исламбуль, Нуркай, Тукай, Сарзас. Большая часть исследуемых населенных пунктов находится в составе Томской области. Ключевые слова: Западная Сибирь, Томск, переселение, миграция, казанские татары, томские татары, переселенческие посёлки | 1470 | |||||
32 | Анализируются основные образы в культуре самодийских народов, связанные с бубном: бубен-олень, бубен-лодка, бубен-Вселенная, бубен-год, бубен-неделя, бубен-облако, а также описываются индивидуальные осмысления бубна шаманами. Этнологические и этномузыковедческие материалы интерпретируются в русле культурной географии, что позволяет углубить понимание образных значений бубна. В качестве звучащего фоноинструмента бубен рассмотрен как ритуальный атрибут шамана, особое внимание уделяется мировоззренческим свойствам звука и звучания. Бубен как источник звука, безусловно, является «живым» (имеющим горло, имеющим язык бубном-оленем). Звучание как атрибут движения связано с представлением о многоголосной песне и звучании бубна, «поднимающих шамана» и помогающих ему лететь. Статья основана на опубликованных источниках и полевых материалах автора, зафиксированных от Д. Д. Костеркина в 1990 г. Ключевые слова: самодийские народы, нганасаны, ненцы, энцы, селькупы, музыкальный инструмент, фоноинструмент, шаманский бубен, образ бубна-оленя, культурная география, геокультурный образ | 1459 | |||||
33 | Проводится сопоставление между табу (и табуированными словами) в языках коренных народов Сибири. Для сравнения привлекается материал двух сибирских языков – хантыйского и хакасского. Это сопоставление свидетельствует об одинаковом подходе к отражению окружающей действительности, но различии в самих фрагментах лексических систем двух языков. Эта разница объясняется в основном тем, что данный фрагмент появился в языках народов, живших и живущих в разных географических условиях. Главная линия сравнения: «медвежий язык» и табуированные слова в составе хантыйского языка и «подставные слова» хакасского языка (функционирующие в основном в сфере лексики охотничьего промысла). При этом табу анализируется как запрет, связанный с магической функцией языка (речи), как явление, характерное для языков, сохраняющих лексику архаичной культуры. Из числа табуированных слов рассматриваются только те, что употребляются вместо синонимичных им слов или выражений, представляющихся неуместными на охоте и в разговоре об охоте, о поведении в «охотничьем ландшафте». В культуре ханты большое значение имеет культ медведя и комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игрища». Лексику, связанную с этим культом, мы и называем собственно табу. Но бывают в языках (в нашем случае – хантыйском и хакасском) и просто табуированные слова, или подставные названия, употребляемые вместо обычных слов лицами, причастными к сфере тайного, запретного, специфического (промысла). Ключевые слова: табу, табуированные слова, фрагмент лексической системы, хантыйский язык, хакасский язык | 1451 | |||||
34 | Бронзовая бляха из могильника Чердашный Лог III является уникальной находкой для Западной Сибири эпохи раннего Средневековья. Авторами подробно описан сюжет с несколькими персонажами, особое внимание обращено на стилистические особенности, характерные для мелкой пластики раннего Средневековья. Далее сделан акцент на позе сидящего человека в центре бляхи. Оказывается, что поза сидящего «по-восточному» человека, скрестив ноги, прослеживается в изобразительном искусстве в более раннее время – в эпоху раннего железа. Авторы рассматривают семантику бляхи из Чердашного Лога. Исходя из семантики изображенных предметов, можно говорить о трех мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем. Бляха происходит, судя по погребальному инвентарю, из элитного погребения. Одна из версий ее назначения – это соотнесение умершего с героем – первопредком, демиургом как связывающим элементом между мирами. Ключевые слова: Средневековье, эпоха раннего железа, индоиранский мир, бронзовая бляха, элитное захоронение | 1430 | |||||
35 | В статье представлены результаты сопоставительного анализа заговорных лечебных текстов двух генетически не связанных этнических традиций, взаимовлияние между которыми минимально (славянской и корякской). В ходе анализа был использован сравнительно-типологический метод, предполагающий выявление типологически сходных явлений на базе сопоставления разнородного эмпирического материала. Заговорная традиция коренных народов Дальнего Востока является одной из наименее разработанных сфер фольклористического исследования. В то же время обширность фонда опубликованных славянских заговоров позволяет привлекать их в качестве сравнительного материала для выявления типологически сходных явлений. Единой структуры заговорного текста, в равной степени присущего разным этническим культурам, не существует, однако наблюдаются некоторые схождения в области мотивного состава. Текст заговора моделирует ситуацию с участием сакрального персонажа, актуального для национальной традиционной культуры. В рамках сюжета лечебного заговора сакральному персонажу соответствует функция помощника-целителя, избавителя от болезни. Универсальным является мотив пути сакрального персонажа или знахаря. Данный мотив не только является сюжетообразующим для целого ряда заговорных текстов, но и предстает в качестве инициирующего посыла произнесения лечебного заговора и совершения магического исцеляющего ритуала. Применение заговора требует от целителя особого ментального состояния, которое в тексте символически изображается как пересечение пространства, т. е. путь. К универсальным можно отнести и мотив изгнания болезни, в основе которого лежит древнейшее представление о болезни как персонифицированной сущности. Для традиционного знахарства характерна апелляция к суточному временно му циклу. В частности, время рассвета предстает как время исцеляющее, в связи с чем в разных этнических традициях существует практика произнесения текста и совершения ритуала во время утренней зари. Независимо от этнической специфики текстов, для знахарской практики характерна вера в магическое средство, при этом особую роль играют элементы животной природы (например, зубы зверя). Восприятие звериного начала как магического свидетельствует о мифологической основе формирования данных мотивов, отголоски которой проявляются до настоящего времени в традиционных лечебных заговорах разных этнических культур. Ключевые слова: культурные универсалии, славянский фольклор, корякский фольклор, лечебные заговоры, славянские заговоры, корякские заговоры, сакральный персонаж, мотив пути | 1422 | |||||
36 | Выявляются основные средства репрезентации субъекта в конструкциях с глаголами психической деятельности в хакасском языке, приводится их описание. Дается также смысловая характеристика субъектов при глаголах определенной семантики. Рассматриваются наиболее важные семантические роли субъекта в конструкциях с глаголами психической деятельности в хакасском языке. Наличие и названия этих ролей предопределяются спецификой парадигматики и синтагматики синтаксических конструкций, фиксируемых в рассматриваемом языке. Субъект интеллектуальной деятельности, эмоционального переживания, поведения, восприятия, говорения во всех этих случаях средствами хакасского языка характеризуется как одушевленное лицо, активный деятель, выразитель психического (антропологического) признака. В хакасском языке имя, репрезентирующее субъекта, чаще всего выступает в форме именительного падежа (и часто это имя собственное): Чоохты алыстырарға кирек, – хабын салған Евсейка ‘Надо менять тему разговора, – спохватился Евсейка’. Хотя личные местоимения активно занимают позицию субъекта, но местоимения 1-го и 2-го лица, как единственного, так и множественного числа, имеют обыкновение выпадать из конструкции (лицо выражается в форме глагола). А местоимения 3-го лица часто используются в позиции субъекта во избежание повторяемости имени. Имя субъекта в хакасском языке может быть выражено также местным и направительным падежом. Оолахты школада матап хырысханнар ‘Мальчика сильно ругали в школе’. В обоих этих случаях существуют закономерности смыслового ограничения глаголов по выражаемому действию. Под субъектом, выраженным направительным падежом, могут подразумеваться организации, учреждения: Синi институтсар хығыртчалар ‘Тебя вызывают в институт’. Выводы о форме субъекта и особенностях синтаксических конструкций с именем субъекта при глаголах психической деятельности сформулированы в заключительной части статьи. Ключевые слова: субъект, предложение, глаголы психической деятельности, семантика, сочетаемость | 1417 | |||||
37 | Приведены результаты анализа места ударения в васюганском диалекте по архивным данным, собранным Л. И. Калининой в 50–60-х гг. XX в. Оказалось, что правило постановки ударения зависит от части речи. В глаголах и местоимениях ударение парадигматическое, и его место зависит от типа аффикса. В именах ударение фиксировано на первом или втором слоге. Закрепление ударения за определенным гласным, видимо, произошло достаточно давно, когда гласные первого слога в восточных диалектах еще сохраняли прахантыйское качество. Если в первом слоге слова был прахантыйский гласный верхнего подъема, то ударение стало фиксированным на втором слоге, в других случаях – на первом слоге. Таким образом, васюганская система ударения имеет уникальный характер: в имени и глаголе представлено два различных типа ударения: в глаголе – разноместное парадигматическое, в имени – фиксированное в зависимости от фонемного состава словоформы. Ключевые слова: васюганский диалект, ударение, история языка, фонетика, архивные данные | 1413 | |||||
38 | Статья посвящена анализу термина «музейная антропология» и определению основных направлений применения данной субдисциплины в современном менеджменте музеев и галерей. Сегодня музеи сталкиваются с новыми задачами, связанными с новым видением музейного функционала, и далеко не всем музеям удается быстро адаптироваться к существующим условиям. Кризис этнографических музеев является лишь частным проявлением общего музейного кризиса. Возрастает необходимость в антропологическом инструментарии для понимания собственного посетителя: от его мотиваций до социальных интеракций в музейном пространстве. Основываясь на базовых связях между антропологией и музейным делом, а также новых вызовах, вставших перед музейной сферой, автор предлагает по-новому взглянуть на музейную антропологию и её задачи, значительно расширяя как сам термин, так и сферу применения антропологического знания в музейном деле. Статья рассматривает следующие ключевые направления в музейной антропологии: управление персоналом и изучение профессионального музейного социума; антропологическое исследование музейного посетителя и понимание музейного пространства как специфического поля; адаптация музейных пространств, исходя из антропологического взгляда на музейное посещение; формирование сообществ; выстраивание отношений с этноконфессиональными группами; социокультурное проектирование в музее. Подобное взаимодействие может быть полезно как музеям, большая часть проблем которых сегодня так или иначе связана с непониманием важности антропологических факторов, так и антропологии, поскольку музей остается одной из ключевых площадок для популяризации научного знания. Ключевые слова: музеи, музеология, музейная антропология, социокультурная антропология, музейное проектирование, социокультурный менеджмент, миграции, этнографический музей | 1404 | |||||
39 | Статья посвящена описанию тетради записей, сделанных аспиранткой Н. А. Серкиной в 1940–1941 гг. В тетради, которая хранится в Санкт-Петербургском отделении Архива РАН, изложены результаты занятий с Григорием Михайловичем Корсаковым, научным сотрудником лингвистической секции Научно-исследовательской ассоциации Института народов Севера. В тетради представлен уникальный материал по кетскому языку, социолингвистике и истории лингвистики в СССР. Ключевые слова: кетский язык, история лингвистики, Григорий Михайлович Корсаков | 1397 | |||||
40 | Рассматриваются каузативные и пассивные конструкции в языке саха, в частности каузативы с двойным аккузативом и неличные пассивы. Относительно каузативов в языке саха утверждается, что падежное оформление каузируемого участника зависит от типа каузации. В языке саха возможны каузативы с двойным аккузативом. В языке саха также имеются неличные пассивы, образованные от транзитивных и нетранзитивных глаголов. Референтом невыраженного агенса в конструкциях с неличным пассивом обязательно является человек. В отличие от языка саха каузативы с двойным аккузативом не характерны для большинства тюркских языков, однако распространены в тунгусских языках. Следовательно, с большой степенью уверенности можно утверждать, что каузатив с двойным аккузативом в языке саха появился в результате контакта с тунгусскими языками. С другой стороны, неличные пассивы не встречаются в тунгусских языках, но характерны для других тюркских языков. Развитие неличных пассивов в языке саха вряд ли можно объяснить языковым контактом. Ключевые слова: язык саха, валентность, каузативы с двойным аккузативом, неличные пассивы, языковой контакт | 1375 | |||||
41 | Представлен анализ интернет-ресурсов, характеризующих деятельность томских региональных общественных организаций поляков, украинцев и белорусов по сохранению их этнокультурной идентичности. Отмечено, что интернет-ресурсы, представляя пространство репрезентации, предлагают основу для демонстрации, воспроизводства и конструирования этнокультурной идентичности представителей славянских диаспор. Показано, какую роль в этом процессе играют сохранение и моделирование исторической памяти, использование в качестве этнокультурных символов языковых средств и визуальных образов. Ключевые слова: славянские диаспоры, поляки, украинцы, белорусы, национально-культурные объединения славян, этнокультурная идентичность, интернет-пространство г. Томска | 1374 | |||||
42 | Представлен анализ источников (археологических, архивных, письменных), полученных А. П. Дульзоном в 1954 г. в результате раскопок могильника на Остяцкой горе в с. Молчанове, в Молчановском районе Томской области. Архивные и археологические материалы хранятся в Томском областном краеведческом музее. А. П. Дульзон датировал погребения могильника XVI–XVII вв. и считал, что они были оставлены селькупами Шепецкой волости. Основной акцент в статье сделан на проблеме реконструкции селькупского костюма – головных уборов, накосных украшений, поясов, декора некоторых его деталей. Ключевые слова: Андрей Петрович Дульзон, архив ТОКМ, XVII в., могильник на Остяцкой горе, одежда, селькупы | 1370 | |||||
43 | Статья посвящена этимологии восклицания блин-та-та, служащего зачином диалога в удмуртской и русской детской подвижной игре типа «цепи (кованые)» и употребляющегося также как название этой игры. Показано формирование игровой терминологии в условиях языковых контактов в полиэтничном регионе, процессы десемантизации и ресемантизации (переосмысления) в игровой терминологии. Выстраивается гипотеза формирования полуасемантического зачина блин-тата через последовательность изменений, искажений в детском фольклоре непонятой фразы чужого языка: рус. и удм. блин-та-та(-та) ~ удм. мильым ту татай ~ удм. мынтатутай *мында тəтəй ‘сюда, сестрица’ (татар. диал.). Такая реконструкция исходной фразы соотносится с тем, что обращение к «девице», «сестрице» присутствует и в других приговорках и припевках в аналогичных удмуртских, а также чувашских играх. Таким образом, устанавливается субстратное происхождение исследуемого игрового зачина (блин-тата) в русском и удмуртском игровом фольклоре из татарского, что соотносится также с фактом и традиционными ареалами проживания татар на территории Удмуртии и Кировской области. Ключевые слова: десемантизация, детская речь, игровой фольклор Волго-Камья, народные игры, семантизация и переосмысление, финно-угорские языки, тюркские языки, языковой субстрат, языковые контакты | 1369 | |||||
44 | Проведен анализ разноуровневых средств выражения категории локативности с позиций теории функциональной грамматики. Рассмотрено кодирование компонентов динамических и статических локативных ситуаций. В результате проведенного анализа в кетском языке были выявлены такие разноуровневые средства, как лексические, грамматические и синтаксические. Описаны лексические средства: глаголы перемещения, в том числе фразовые и инкорпорированные глаголы, а также глаголы положения в пространстве; пространственные наречия. Грамматические средства включают локативные падежи (локатив, адессив, аблатив, датив, пролатив), а также послелоги. Рассмотрены синтаксические средства, к которым принадлежат как простые, так и сложные предложения, в том числе предложения с неглагольным предикатом. Ключевые слова: кетский язык, функционально-семантическое поле локативности, статические и динамические локативные ситуации, разноуровневые средства кодирования пространственных отношений, неглагольные предикаты | 1368 | |||||
45 | Анализируются способы выражения посессивных отношений с помощью именных конструкций в телеутском и чулымско-тюркском языках. Посессивные отношения в рассматриваемых языках формируют ФСП, грамматическое ядро которого составляют изафетные конструкции третьего типа и сочетания притяжательных местоимений с существительными, маркированными аффиксами принадлежности. Это маркирование носит дискурсивный характер и является факультативным в 1-м и 2-м лице посессора, однако неотчуждаемая принадлежность выражается регулярным вершинным маркированием лично-притяжательной конструкции. Отмечается вне-изафетное и вне-посессивное употребление аффикса 3-го лица, предположительно связанное с артиклевой функцией данного аффикса. На периферии ФСП посессивности находятся адъективные аффиксы *-lɨɣ и *-ɣɨ, которые выражают обладание предметом, качеством или признаком либо передают идею их концентрации, накопления. Ключевые слова: телеутский язык, чулымско-тюркский язык, посессивность, изафет, лично-притяжательные конструкции, именное словообразование | 1366 | |||||
46 | Статья посвящается рассмотрению вопросов истории происхождения башкирских фамилий, образованных в XVI–XIX вв., остающихся до сих пор малоизученной областью антропонимики. На основе фактического материала нам удалось доказать, что башкирские фамилии среди знатных представителей начали появляться еще в XVI в. Материалом для исследования послужили «Башкирские шежере» и «Башкирские родословные» Р. Г. Кузеева, научное издание «Документы и материалы по истории Башкирского народа: Формулярные списки о службе чиновников Башкирско-мещерякского войска за 1836–1842 годы» в 2-х книгах. В статье на основе сопоставительного анализа фактов из родословных предводителей крупных башкирских племен, таких, как юрматы, тамъян, мин и усерган, а также из формулярных списков, была сделана попытка установления преемственности фамилий, образованных в XVI–XVII вв. Так, была определена связь между личными именами башкирских биев (Тятигач, Азнай, Кармыш, Дистан, Шагман) и дошедшими до наших дней фамилиями, такими, как Тятигачев, Азнаев, Кармышев (Карамышев), Бикбов (Бикбаев) Дистанов, Шагманов, а также фамилий на основе личных имен предков кантонных начальников (Мутин, Султанов, Куватов). Некоторые из указанных антропонимов были рассмотрены и в этимологическом плане. Ключевые слова: башкирский язык, историческая антропонимия, история, лингвистика, фамилия, башкирские племена, шежере, формулярные списки | 1362 | |||||
47 | В данной статье рассматриваются бинарные концепты ЖИЗНЬ/СМЕРТЬ, ДОБРО/ЗЛО, СВОЙ/ЧУЖОЙ в якутском языке с одной стороны, как базовые культурные концепты, а, с другой стороны, как представления о составляющих данной оппозиции с идиоэтническим смысловым наполнением. Предпринята попытка выделить по данным словарей составляющие понятийное содержание бинарных концептов и выявить определяемые признаки этих оппозиций, присутствующих в традиционном представлении якутов и репрезентированных в языковом пространстве этноса. Концептуальный анализ позволил выделить и описать набор дифференциальных признаков указанных противопоставлений как фрагментов языковой картины мира. Дальнейшее исследование бинарных оппозиций видится в выявлении их языковой репрезентации на материале фольклорных, художественных текстов и других тюркских языков. Ключевые слова: якутский язык; концепт; бинарная оппозиция; концептуальный анализ; языковая картина мира | 1356 | |||||
48 | В статье дается определение понятия «миноритарная дискурсивная практика» и описываются перспективы изучения таких практик с целью определения лингвокультурного своеобразия региональной инфосферы. Ключевые слова: миноритарная дискурсивная практика, региональная инфосфера | 1354 | |||||
49 | Путем систематизации литературных этнографических материалов и широкого круга впервые вводимых в научный оборот архивных и музейных источников произведены анализ и классификация культовой атрибутики Умай у хакасов. В религиозно-мифологических представлениях народа с этим культом связывались идеи о женском жизнеутверждающем начале, и одновременно с этим, как о могучем божестве – покровителе материнства, чья священная сила направлена на плодородие, рождение детей, сохранение их жизни и здоровья, а также обеспечение им счастливого будущего. Столь значимая роль в религиозной жизни народа способствовала широкому распространению ее культовой атрибутики. Изделия, наделяемые сакральным статусом, отличались разнообразием в плане внешних форм, так и функциональной спецификой. На ритуальное назначение некоторых вещей влиял пол ребенка. Однако при этом они все имели обобщенное наименование – Умай. В отношении их была сформирована специальная обрядность. Ключевые слова: хакасы, традиция, мировоззрение, шаманизм, культ Умай, обряды, амулеты, фетиши, тöс’ы | 1349 | |||||
50 | Рассмотрены новые источники для датировки известного сакрально-производственного комплекса эпохи Раннего Железа – Кижировского городища в Томском Приобье. Этот комплекс включал бронзолитейные формы и культовые сосуды с рисунками, стилистически близкими с кулайским культовым литьём и гравировками на бронзовых дисках. При изучении коллекции уточнена комплектность бронзолитейных форм. Приведены аналогии предметам, отливаемым в этих формах. Они имеют типологические соответствия в изделиях рубежа эр и первых веков н.э. в различных регионах Сибири и Урала. Некоторые из технологических приёмов, использованных в формах, видимо связаны с центрально-азиатской культурной традицией ханьского времени. Накопленная информация позволяет высказать гипотезу, что кижировский сакрально-производственный комплекс возник не на раннем этапе существования кулайских памятников, как считалось ранее, а на позднем – саровском. Ключевые слова: эпоха Раннего Железа, кулайская культура, Западная Сибирь, бронзолитейные формы, Кижировское городище | 1348 |