«ВСЕ БОЯТСЯ МЕДВЕДЯ». СТРАХ МЕДВЕДЯ НА ВАСЮГАНЕ В СИБИРИ
Баланс отношений между медведем и человеком основывается на взаимном страхе. Страх лежит в основе допустимого или недопустимого поведения человека. Под недопустимым поведением понимается паника, которая расценивается как слабость. Поведение, направленное на подавление паники, является правильным. Одобряемое обществом поведение поддерживает баланс в отношениях человека и зверя. Однако страх между человеком и медведем является взаимным, и зверь тоже обеспокоен своим местом в этой иерархии. Нарушение зверем баланса является недопустимым поведением, и поэтому медведь-шатун и медведь-людоед осуждаются обществом и должны быть убиты; человек никогда не употребляет их мясо. Баланс между медведем и человеком является предпосылкой социального порядка: медведь наказывает человека за его грехи, но и человек может наказать зверя за свершенные им проступки.
Ключевые слова: ханты, Сибирь, Васюган, медведь, культурная антропология, поведение в отношении животных
Библиография:
Адаев В. Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев. Тюмень: Вектор Бук, 2007. 239 c.
Averill J. R. The social construction of emotion: with special reference to love // K. J. Gergen, et K. M. Davis (sous la dir. de).
The social constructions of the person. New York: Springer. 1988. Р. 89–109.
SZ. Bakró-nagy M. Die Sprache des Bärenkultes im Ob-ugrischen. Budapest: Akadémiai Kiadó (“Bibliotheca Uralica 4”), 1979. 141 c.
Csernyecov V. N. et l. Az obi-ugor medvekultuszról // Domokos Péter (sous la dir. de). Uralisztikai olvasókönyv. Budapest: ELTE, 1977. Р. 198–205.
Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 607 c.
Гондатти Н. Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибирии // VIII книга трудов этнографического отдела. М.: Типография Е. Г. Потапова, 1888. 91 c.
Harrè R. An outline of the social constructionist viewpoint // Rom Harrè et al. The Social Construction of Emotion. Oxford: Basil Blackwell, 1986. Р. 2–14.
Heller Á. Az érzelmek elmélete // Az ösztönök. Az érzelmek. Budapest: Gondolat, 1978. Р. 133–338.
Honti L. Chrestomathia ostiacica (osztják nyelvjárási szöveggyűjtemény nyelvtani vázlattal és történeti magyarázatokkal). Budapest: Tankönyvkiadó, 1986. 285 р.
Hultkrantz Å. The Owner of the Animals in the Religion of the North American Indians. Some General Remarks // The Supernatural Owners of Nature: Nordic Symposium on the Religious Conception of Ruling Spirits (Genii Loci, Genii Speciei) and Allied Concepts.
Stockholm – Göteborg – Uppsala: Svenska Religionshistoriska Samfundet, 1961. Р. 53–64.
Hultkrantz Å. Type of Religion in the Arctic Hunting Cultures. A Religio-Ecological Approach // Harald Hvarfner et al. Hunting and Fishing. Nordic Symposium on Life in a Traditional Hunting and Fishing Milieu in Prehistoric Times and Up to the Present Day
Lulea, Norrbottens Museum, 1965. Р. 265–318.
Ingold T. Hunting, sacrifi ce and the domestication of animals // The appropriation of nature: essays on human ecology and social relations. Manchester: University Press, 1986. Р. 243–277.
Jenkins J. H. The Psychocultural Study of Emotion and Mental Disorder // P. K. Bock et al. Handbook of Psychological Anthropology.
Westport; Connecticut; London: Greenwood Press, 1994. Р. 97–120.
Jordan P. Material Culture and Sacred Landscape. The Anthropology of the Siberian Khanty. Walnut Creek, AltaMira Press, (Archaeology of Religion (Book 3)), 2003. 320 р.
Kannisto A. A vogul medveünnepek // Domokos Péter et al. Uralisztikai olvasókönyv. Budapest: ELTE, 1977. Р. 186–197.
Karjalainen K. F. Die Religion der Jugra Völker III. Helsinki–Porvoo: Suomalainen Tiedeakatemia (Folklore Fellows Communication 63). 1927. 352 р.
Kövecses Z. Harré “emocionológiája” és a kognitív nyelvészet érzelemfelfogása // Replica. 1997. 25. Р. 163–174.
Kövecses Z. Emotion Concepts. New York: Springer Verlag, 1990. 230 р.
Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. 187 c.
Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Васюганско-ваховские ханты в конце ХIХ – начале ХХ вв. Этнографические очерки. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1977. 223 c.
Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Материалы по фольклору хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. 215 c.
Кулемзин В. М., Надь З. Васюганские ханты. Изменения религиозной системы в XIX–XXI веках (Томск: Изд-во ТГПУ. 2011.
294 с.) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2013. Вып. 1 (1). С. 125–128.
Кутафьев П. И. О почитании медведя на р. Васюгане // Я. А. Яковлев и др. Труды Томского областного краеведческого музея. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. Т. 10. С. 128–129.
Levy R. I., Rosaldo M. Z. Issue on Self and Emotion // Ethos. 1983. 11 (3). P. 1–28.
Levy R. I. Emotion, Knowing, and Culture // R. A. Shweder, R. LeV. et al. Culture Theory. Essays on Mind, Self, and Emotion.
Cambridge; London; New York; New Rochelle; Melbourne; Sydney: Cambridge University Press, 1984. P. 214–236.
Lot-falc é. Les Rites chasse chez les peuples sibériens. Paris: Gallimard, 1953. 235 p.
Лукина Н. В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров // Обряды народов Западной Сибирии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990a. С. 179–191.
Лукина Н. В. Мифы, предания, сказки хантов и манси: пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. М.: Наука, 1990б. 568 c.
Лукина Н. В. Хантыйский обряд жертвоприношения // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2013. Вып. 2 (2). С. 106–114.
Lutz C., White G. M. The Anthropology of Emotions // Annual Review of Anthropology. 1986. 15. Р. 405–436.
Lutz C. Unnatural emotions: everyday sentiments on a Micronesian atoll and their challenge to western theory. Chicago: The University of Chicago Press, 1988. 273 р.
Mandelstam-Balzer B. M. The Tenacity of Ethnicity: A Siberian Saga in Global Perspective. Princeton: Princeton University Press, 1999. 326 р.
Markus H. R., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation // Psychological Review. 1991. 98 (2). Р. 224–253.
Молданов Т. А. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 139 c.
Молданов Т. А., Молдановa Т. А. Боги земли Казымской. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 111 c.
Munkácsi B. Vogul népköltési gyűjtemény I–IV. Budapest: Magyar Tudományos Akadémia. 1892–1921.
Munkácsi B. A medveeskü népszokása a voguloknál // Hornyánszky Viktor et al. Hunfalvy-album. Budapest: Magyar Tudományos Akadémia, 1891. Р. 113–132.
Munkácsi B., Kálmán B. Manysi (vogul) népköltési gyűjtemény IV. Budapest: Akadémiai Kiadó, 1963. 314 р.
Nagy Z. “Miféle hantik vagyunk mi?” A vaszjugáni hantik és a világ // Pócs Éva et al. Közösség és identitás. Budapest: L’Harmattan – PTE Néprajz Tanszék (Studia Ethnologica Hungarica III.), 2002. Р. 33–77.
Nagy Z. A profán medve. Medvék, vadászok, vadásztörténetek a Vaszjugan folyó mellett // Sipőcz Katalin, Szeverényi Sándor et al. Elmélkedések nyelvekről, népekről, és a profán medvéről. Írások Bakró-Nagy Marianne tiszteletére. Szeged: SZTE, Finnugor Nyelvtudományi Tanszék, 2006. Р. 107–152.
Надь З. Об одном шаманском бубне васюганских хантов // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 1 (52). С. 123–126.
Надь З. Профанный медведь в охотничьих историях хантов Васюгана // Л. М. Плетнева. Археология и этнография Приобья: материалы и исследования: сб. тр. кафедры археологии и этнологии. Вып. 2. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та,
2008. С. 106–125.
Nagy Z. Az őseink még hittek az ördögökben. Vallási változások a vaszjugani hantiknál. Budapest: MTA Néprajzi Kutatóintézet – PTE BTK Néprajz – Kulturális Antropológia Tanszék – L’Harmattan (Kultúrák keresztútján), 2007a. 352 р.
Nagy Z. Korosztályváltó rítusok a hantiknál // Pócs Éva et al. Maszk, átváltozás, beavatás. Vallásetnológiai fogalmak tudományközi megközelítésben. Budapest: Balassi, 2007б. Р. 146–153.
Надь З. Васюганские ханты. Изменение религиозной системы в XIX–XXI веках. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2011. 293 c.
Nagy Z. The Invisible “Ostjaks”: The Khanty people int he Tomsk Oblast // Riho Grünthal, Magdolna Kovács et al. Ethnic and Linguistic Context of Identity: Finno-Ugric Minorities. Helsinki: University of Helsinki, Finno-Ugrian Society (Uralica Helsingiensa
5.), 2011. Р. 359–384.
Paulson I. Die Vorstellungen von den Seelen und Schutzgeistern der Tiere bei einigen nordasiatischen (sibirischen) Völkern // Åke Hultkrantz et al. The Supernatural Owners of Nature: Nordic Symposium on the Religious Conception of Ruling Spirits (Genii Loci,
Genii Speciei) and Allied Concepts. Stockholm; Göteborg; Uppsala: Svenska Religionshistoriska Samfundet, 1961. Р. 38–53.
Paulson I. The Preservation of Animal bones in the Hunting rites of some North-Eurasians Peoples // Diószegi Vilmos et al. Popular beliefs and folklore tradition in Siberia. Bloomington: Indiana University Press, 1968. Р. 451–457.
Pedersen M. A. Totemism, animism and north Asian indigenous ontologies // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2001. 7. Р. 411–427.
Rosaldo M. Z. Toward an anthropology of self and feeling // Richard A. Shweder and Robert A. LeVine et al. Culture Theory: essays on mind, self, and emotion. Cambridge: UK: Cambridge University Press, 1984. Р. 137–157.
Schmidt É. Bear Cult and Mythology of the Northern Ob-Ugrians // Mihály Hoppál – Juha Pentikainen et al. Uralic Mythology and Folklore. Budapest; Helsinki: Ethnographic Institute of the Hungarian Academy of Sciences (Ethnologica Uralica), 1989. Р. 187–232.
Schmidt É. Az obi-ugor mitológia és a medvetisztelet // Ethnographia CI. 1990. Р. 149–193.
Sirelius U. T. Über das jagdrecht bei einigen fi nnischen-ugischen völkern // Memories de la Societe Finnougrienne XXXV. 1914. 14. Р. 1–34.
Соколова З. П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972. 211 c.
Viveiros de Castro E. Cosmological Deixis and Amerindian Perspectivism // Journal of the Royal Anthropological Institute. 1998. 4. Р. 469–488.
Willerslev R. Not animal, not not-animal: hunting, imitation and empathetic knowledge among the siberian yukaghirs // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2004. 10. Р. 629–652.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 58 — 81
Скачиваний: 1299