ИСТОРИЯ ОДНОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ И СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ РУКОПИСИ КОНЦА XX ВЕКА: ИЗ НЕДАВНИХ ПОСТУПЛЕНИЙ В НАУЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Рассмотрена история старообрядческой семьи, проживавшей на территории Алтая, а в 1930-х гг. сосланной в Томскую область. В 1980-х гг. одной из представительниц этой семьи – Е. А. Яковлевой – был написан ряд рукописей, в настоящее время хранящихся в отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского университета. Рукописи проанализированы с точки зрения их палеографической характеристики и содержания, приведено сравнение содержания рукописей Е. А. Яковлевой и других рукописей, хранящихся в ОРКП НБ ТГУ, в частности, в составе Скитской библиотеки и «раскольничьей» библиотеки Томской духовной семинарии. Сделан вывод о позднем (не ранее нач. XIX в.) формировании корпуса изучаемых текстов.
Ключевые слова: старообрядчество, спецпереселение, история книги, палеография, кодикология, Канонник, Томская область, Алтай
Библиография:
Бенчев И. Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне // Византия и византийские традиции. Сб. науч. тр., посвященный XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген 18–24 августа. СПб., 1996. С. 175–183. URL: http://www.iconart.info/book_contents.php?book_id=41 (дата обращения: 17.06.2015).
Болонев Ф. Ф. Семейские. Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1985. 144 с.
Буфеев К. О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных // Благодатный огонь. М., 2004. № 12. URL: http://blagogon.ru/articles/213/#_ftnref1 (дата обращения: 23.06.2015).
В той же день страсть святаго мученика Уара и с ним седми учитель християнских // Пролог, первая половина (сентябрь – февраль). М.: Печатный двор, 1642. Л. 223–224 (под 19 октября. Воспроизведение: Соборник). URL: http://sobornik.ru/text/prolog/prolog09–11/page/prolog10–19.htm (дата обращения: 23.06.2015).
Вознесенский А. В. Канонник как тип книги у старообрядцев // Тр. отдела древнерусской литературы Ин-та русской литературы РАН. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Т. XLVIII. С. 355–368.
Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев: Наукова думка, 1989. 216 с.
Дмитриева Н. «О Тебе радуется!». Чудотворные иконы Божией Матери. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 432 с. URL: http://hrampm.org/icon/ (дата обращения: 23.06.2015).
Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX – начало XXI в.). Томск, 2007. 414 с.
Дутчак Е. Е. «Мы здесь живем и молимся за весь мир…»: повседневность таежной пустыни в личных историях ее насельников // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX–XXI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива): коллект. монография / под ред. Е. Б. Смилянской. М.: Индрик, 2012. С. 207–211.
Есипова В. А. Анализ репертуара и владельческих записей на книгах из библиотеки старообрядцев-странников // Древнерусское духовное наследие в Сибири: научное изучение памятников традиционной русской книжности на востоке России. (Серия «Книга и литература»). Новосибирск, 2008. Т. 1. С. 315–320.
Есипова В. А. «Раскольничья» библиотека Томской духовной семинарии // Из истории книжных фондов библиотеки Томского университета. Томск, 1998. Вып. 3. С. 17–25.
Казанцева Т. Г., Мурашова Н. С., Светлова О. А. Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая. (Сер. «Православная культура Сибири»). Новосибирск: Наука, 2002. 494 с. URL: http://altaistarover.ru/articles/history/39-staroobryadtsy-altaya-t-g-kazantseva-n-smurashova-i-dr (дата обращения: 24.06.2015.).
Канон ангелу-хранителю и избранные тропари. XIX в. (втор. пол.). 24 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5355.
Канон Богородице Троеручице. XX в. (сер. – втор. пол.). 8 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.348.
Канон Паисию (фрагмент). XX в. (нач.). 6 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.347.
Канон Св. Ангелу хранителю // Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. С. 324–328.
Канонник. XVII в. (втор. пол.). 344 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-24.930.
Канонник. XVIII в. (70-е гг.). 32 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5372.
Канонник. XVIII в. (конволют 30–70-е гг.). 192 л. – ОРКП НБ ТГУ.В-5354.
Канонник. XIX в. (30-е гг.). 98 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5398.
Канонник. XIX в. (50-е гг.) А. 241 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5621.
Канонник. XIX в. (50-е гг.) Б. 38 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-23.607.
Канонник. XIX в. (50–60-е гг.) А. 288 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5345.
Канонник. XIX в. (50–60-е гг.) Б. 89 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5585.
Канонник. XIX в. (60-е гг.) А. 273 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5433.
Канонник. XIX в. (60-е гг.) Б. 478 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5444.
Канонник. XIX в. (60-е гг.) В. 238 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.115.
Канонник. XIX в. (60–70-е гг.). 375 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5516.
Канонник. XIX в. (60–80-е гг.). 217 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5447.
Канонник. XIX в. (втор. пол.) А. 475 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.417.
Канонник. XIX в. (втор. пол.) Б. 114 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5664.
Канонник. XIX в. (кон.) – XX в. (нач.). 64 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.736.
Канонник. XIX в. (нач.). 146 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5713.
Канонник. XIX в. (перв. пол.). 118 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5400.
Канонник. XIX в. (сборная рукопись, 20–50-е гг.). 121 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5623.
Канонник. XX в. (нач.) А. 65 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5705.
Канонник. XX в. (нач.) Б. 102 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.408.
Канонник. XX в. (нач.) В. 157 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-27.104.
Канонник. XX в. (нач.) Г. 94 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5706.
Канонник. XX в. (нач.) Д. 151 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.412.
Канонник с дополнительными статьями. XIX в. (сборная рукопись 30–40-х гг. – сер. XIX в.). 116 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-8488.
Канонник с дополнительными статьями уставного и житийного характера. XVIII в. (кон.). – XIX в. (нач.). 365 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5542.
Канонник (фрагмент). XIX в. (нач.). 7 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-9528.
Каноны Богородице Владимирской и мученику Уару. XX в. (нач.). – ОРКП НБ ТГУ. В-27.441.
Каноны мученику Уару и Богородице Троеручице. XX в. (70-е гг.). 18 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-27.400.
Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII – начала XIX века / Каталог. Сост. А. В. Вознесенский. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 160 с.
Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб.: Тип. Имп. АН, 1902. 312 с., 49 фототип.
Лазарев В. Н. Групповой портрет семейства Ярослава // Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М., 1970. С. 27–54.
Липатов В. В. Глухая Мята // Липатов В. В. Повести. М.: Молодая гвардия, 1970. С. 271–458.
Липинская В. А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII – начала XX в. М.: Наука, 1996. 269 с.
Мацукевич А. Святой Уар: единственный святой, которому молятся о неверующих и некрещеных. М.: Эксмо, 2013. 192 с. URL: http://mreadz.com/new/index.php?id=281361&pages=4 (дата обращения: 23.06.2015).
Мекш Э. Б. Мир староверческих икон. Образ Богоматери Троеручицы (генезис и традиции) // Щит веры. Даукавпилс, 2005. № 2. URL: http://www.staroverec.lv/schit-very-%E2 %84 %962–13-aprel-2005-goda (дата обращения: 15.06.2015)
Михаил (Воробьёв) (священник). Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья II: Образ Пресвятой Богородицы // Православие и современность. Саратов, 2008. № 9. URL: http://www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/starinnyj_obraz_mednyj_2/ (дата обращения: 15.06.2015).
Николай (епископ Балашихинский). Заметка об иконографии праздника Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня // Клин православный. URL: http://www.pravklin.ru/publ/pervyj_spas_chast_1/9–1–0–1903 (дата обращения: 26.06.2015.).
Николай (Погребняк) (протоиерей). Иконография чрезвычайных ситуаций // Московские епархиальные ведомости. М., 2007. № 7–8. URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/2/425/ (дата обращения: 17.06.2015).
Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Освоение Сибири и старообрядчество // Страницы экономической истории России. ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. Новосибирск, 2011. № 2. С. 168–184.
Починская И. В. Описание изданий // Починская И. В. Старообрядческое книгопечатание XVIII – первой четвери XIX веков. Екатеринбург: УрО РАН, 1994. 184 с.
Правило келейное и Служба пред Господом Исусом Христом. XIX в. (50–70-е гг.). 59 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5592.
Пролог. Июнь – август. 1898 г. 351 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-24.640.
Псалтирь. XIX в. (кон.) – XX в. (нач.). 220 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5269.
Псалтирь с восследованием. XIX в. (50–60-е гг.). 501 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5357.
Псалтирь с восследованием. 1928–1929 гг. 537 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-27.169.
Рождественская М. В., Мещерская Е. Н., Турилов А. А., Агеева Е. А. Апокрифы // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. III. 752 с. URL: http://www.pravenc.ru/text/75608.html (дата обращения: 23.06.2015).
Сазонова Е. И. Мир вещей ростовского обывателя XIX в.: домашние иконы // История и культура ростовской земли. Ростов: ГМЗ «Ростовский кремль», 1996. С. 185–193. URL: http://www.rostmuseum.ru/Publications/Publication/138 (дата обращения: 17.06.2015).
Сборник выписок из Патерика с дополнительными статьями. XIX в. (40–50-е гг.). 222 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5714.
Сборник выписок из Устава, Канонника и месяцеслова. XIX в. (втор. пол.). 97 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5366.
Сборник канонов старообрядческий. XIX в. (кон.) – XX (нач.). 33 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-27.396.
Сборник-конволют старообрядческий. 1921 г. 113 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-27.503.
Сборник молитв и песнопений (не нотирован). Конволют XIX в. (пер. пол. – 60-е гг.). 82 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5660.
Сборник молитвенного характера. XIX в. (втор. пол.). 77 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5877.
Сборник об иконах и иконопочитании (конволют?). XIX в. (80–90-е гг.). 97 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5520.
Сборник песнопений на крюковых нотах (отрывки из Обихода и Праздников). XIX в. (50–60-е гг.). 95 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5405.
Сборник старообрядческий богослужебного характера. XX в. (нач.). 136 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-18.212.
Сборник старообрядческий богослужебно-уставного характера. XIX в. (50-е гг.). 86 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5176.
Сборник старообрядческий молитвенный. XX в. (нач.). 74 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.906.
Сборник старообрядческий молитв и канонов. Рукопись-конволют XVIII в. (нач.) – XIX в. (кон.). 124 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5408.
Сборник старообрядческий служебно-поучительного характера. XIX в. (втор. пол.). 97 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-8629.
Сборник старообрядческий смешанного содержания. XIX в. (кон.) – XX в. (нач.). 214 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-20.317.
Сборник тропарей и кондаков. XIX в. (50-е гг.). 78 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5593.
Скогорев А. П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. СПб.: Алетейа, 2000. 480 с. URL: http://www.krotov.info/acts/02/03/pavel.htm (дата обращения: 23.06.2015)
Служба ангелу-хранителю и Канон за болящего. XIX в. (80–90-е гг.). 30 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5562.
Спасский Г. Нечто о русских в Сибири старожилах // Сибирский вестник. СПб., 1818. Ч. 1. С. 120–127.
Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М.: Издательский совет РПЦ, 2008. 508 с. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/17649 (дата обращения: 26.06.2015.).
Старообрядческий сборник выписок из Устава и Требника. XVIII в. (60–70-е гг.). 229 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5462.
Старообрядческий сборник песнопений. XX в. (10–20-е гг.). 114 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-27.069.
Старообрядческое сочинение-компиляция о крещении. XIX в. (60–70-е гг.). 57 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.132.
Старухин Н. А. Старообрядчество. Алтайский край // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 50. URL: http://www.pravenc.ru/text/115126.html (дата обращения: 24.06.2015.).
Степаненко В. П. К реконструкции ктиторской композиции Софии Киевской // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2013. Вып. 41. С. 169–177. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/25656/1/adsv-41–15.pdf (дата обращения: 17.06.2015).
Тропарь и канон усекновению главы Иоанна Предтечи. XIX в. (20-е гг.). 20 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5657.
Триодь цветная. XIX в. (50–60-е гг.). 149 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-24.641.
Устав. XIX в. (50-е гг.) А. 225 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5438.
Устав. XIX в. (50-е гг.) Б. 88 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5467.
Устав. 1856 г. 319 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.122.
Фурсова Е. В. Традиционная одежда русских крестьян старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск: ИАЭ СО РАН, 1997. 152 с.
Цветник. XIX в. (сер.). 239 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5343. Часовник. XVIII в. (70-е гг.). 204 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.671.
Часовник. XVIII в. (нач.). 209 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5555.
Часовник. XIX в. (сер.). 128 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5631.
Часовник. XIX в. (кон.). 379 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-20.313.
Часовник. XX в. (нач.). 179 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-26.420.
Часовник (фрагмент: келейное правило и канон). XIX в. (50–60-е гг.). 54 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-8544.
Чин погребения с дополнительными статьями. XIX в. (нач.). 58 л. – ОРКП НБ ТГУ. В-5497.
Швецова М. Поляки Змеиногорского округа // Записки Зап.-Сиб. отд-ния Имп. РГО. Омск, 1899. Кн. XXVI. 76 с.
Щербакова О. С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая: учебное пособие и хрестоматия. В 2 ч. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2005. Ч. 1. 188 с.
Юхименко Е. М. Емельянов Василий // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/189925.html (дата обращения: 26.06.2015).
Яковлев Я. А. Тогур. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993. 166 с.
Выпуск: 4, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 69 — 98
Скачиваний: 1105