МЕТАФОРА ЗРЕНИЯ И ОБРАЗЫ СМЕРТИ В РЕЦЕПЦИЯХ МИФОЛОГИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
В ходе исследования метафоры зрения и рецепций мифологических образов смерти в современной культуре была выполнена реконструкция смыслов, лежащих в основе понимания связей между зрением (видением) и знанием. Уточнены отношения между зрением как способностью видеть естественные и сверхъестественные явления и зрением как способом фиксации отношений между жизнью и смертью в традиционной и современной культурах. Прояснение базовых идей, лежащих в основе мифологических преданий восточных славян и отраженных в художественной литературе и киноискусстве, продемонстрировало ключевую роль памяти и воображения в качестве структур сознания, которые обеспечивают хранение, трансляцию и воспроизводство этнокультурного наследия. Это дало возможность проследить рецепции мифологических преданий в произведениях Н. В. Гоголя, в кинопостановках данных произведений и через них – в современной массовой культуре. В результате, выявленные масштабы влияния славянской древности на современную культуру актуализировали вопрос о взаимных пересечениях мифологических представлений, сформированных древними славянами, и мифологических образов, возникших в классической древности.
Ключевые слова: мифология, смерть, древние славяне, современная массовая культура, культурная идентичность, культурное наследие, литература, кино, античность
Библиография:
Авенариус В. П. Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии. – Изд. 6-е. – М.: Издание А. Д. Ступина, 1902.
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. – В 3-х т. – М.: Изд. К. Солдатенкова; типография Грачева и Комп. у Пречистенских ворот, 1865. – Т. 1.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971.
Гоголь Н. В. Вий // Полное собрание сочинений. – В 14 т. Т. 2. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – С. 175–208.
Еремин А. А. Ноогенез и теория интеллекта. – Краснодар: Советская Кубань, 2005.
Еремина В. И., Власова М. Н. «Темные места» в былине «С каких пор перевелись богатыри на Святой Руси» // Нарративные традиции славянских литератур: От Средневековья к новому времени. – Новосибирск: Омега Принт, 2014. – С. 21–27.
Ефремова М. А. Концепт кинотекста: структура и лингвокультурная специфика: На материале кинотекстов советской культуры: дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2004.
Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». – М.: Индрик, 2005.
Иванов В. В. Категория «видимого» и «невидимого» в тексте: еще раз о восточнославянских параллелях к гоголевскому «Вию» // Избранные труды по семиотике и истории культуры. – Т. 2: Статьи о русской литературе. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 79–104.
Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические фразеологические вопросы реконструкции текстов. – М.: Наука, 1974.
Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М.: Международный университет Бизнеса и Управления, 1997.
Кривонос В. Ш. Человек / нечеловек у Гоголя // Новый филологический вестник. – 2015. – № 2 (33). – С. 62–70.
Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1976.
Мансикка В. Й. Религия восточных славян. – М.: ИМЛИ им. А. М. Горького. РАН, 2005.
Маркин П. Ф. Славянская мифология как мировосприятие и текст русской литературы. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2009.
Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. – М.; СПб.: Академия Исследований Культуры, Традиция, 2005.
Самкова М. А. Кинотекст и кинодискурс: к проблеме разграничения понятий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 1 (8). – C. 135–137.
Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. – М.: Индрик, 2003.
Усманова М. Г. Концепт «видеть» и его репрезентации в глагольной системе башкирского языка // Вестник Башкирского университета. – 2012. – Т. 17, № 3 (1). – С. 1507–1509.
Ясинская М. В. Глаза и зрение в языке и традиционной народной культуре славян // Славяноведение. – 2014. – № 6. – С. 47–57.
Langacker R. W. Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: Mouton de Gruyter, 2009.
Schumann A. Preface: logic in Belarusian thinking // Studies in logic, grammar and rhetoric. – 2008. – № 13 (26). – P. 7–25.
Выпуск: 4, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 73 — 86
Скачиваний: 1014