АРХАИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИВОТНЫМИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
DOI: 10.23951/2307-6119-2018-4-98-104
Нормативно-правовая культура является важной частью культурного наследия любого народа. Монгольские и шире – тюрко-монгольские народы обладают древними традициями правосознания, которые формировались в контексте традиционной культуры охотников, кочевников-скотоводов, воинов. Особый пласт традиционной нормативно-правовой культуры кочевников и охотников, пропитанной шаманистскими воззрениями составляют магические приемы и сакральные предметы. Совокупность таких предметов довольно широка и разнообразна – в нее входили метеориты («небесные стрелы»), почитаемые животные и части их тел, разные виды оружия. Комплекс традиционных представлений, запретов, обычаев и обрядов, можно охарактеризовать как меры, направленные на борьбу с правонарушениями и способствующие защите интересов в споре сторон. В данной статье внимание уделено магическим приемам и средствам, направленным на борьбу с воровством в среде кочевников.
Ключевые слова: обычное право, религиозные воззрения, кража, почитаемые животные, волк
Библиография:
Баторов П. П. Белкованье у аларских бурят и народные поверья // Бурятиеведение. – Верхнеудинск, 1925. – № 1. – С. 9–12.
Бутанаев В. Я. Степные законы Хонгорая. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного ун-та, 2004. – 278 с.
Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного ун-та, 2005. – 200 с.
Галданова Г. Р. Семантика архаичных элементов свадьбы у тюрко-монголов // Традиционная обрядность монгольских народов. – Новосибирск: Наука, 1992. – С. 71–89.
Залкинд Е. М. Общественный строй бурят в XVIII и первой половине XIX в. – М.: Наука, 1970. – 400 с.
Их Цааз – «Великое уложение». Памятник монгольского феодального права XVII в. – Пер. с монг. С. Д. Дылыков. – М.: Наука, 1981. – 141 с.
Крадин Н. Н. Кочевые общества в контексте стадиальной эволюции // Этнографическое обозрение. – 1994. – № 1. – C. 62–72.
Линховоин Л. Лодон багшын дэбтэрhээ. Материалы на бурятском и русском языках. – Улан-Удэ: Буряад-Монгол ном, 2012. – 381 с.
Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм. История, структура, социальные функции. – Новосибирск: Наука, 1987. – 287 с.
Обычное право хоринских бурят: памятники старомонгольской письменности. – Пер. с монг. Б. Д. Цибиков. – Новосибирск: Наука, 1992. – 312 с.
О воре по прозвищу Арын-Будуун-Хар // Степные были и небылицы. Сост. Хасбатарын Мэргэн. – Улан-Удэ: Изд-во Буряад-Монгол ном, 2010. – C. 228–232.
Скрынникова Т. Д. Представления о законе в монгольских летописях XVII в. // Страны и народы Востока. – 2013. – № XXXIV. – С. 131–151.
Тумурова А. Т. Генезис обычного права бурят. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного ун-та, 2005. – 224 с.
Хангалов М. Н. Юридические обычаи у бурят // Инородцы. Очерки дореволюционной этнографии. – М.: Common place, 2017. – С. 261–310.
Хангалов М. Н. Собрание сочинений. – Т. III. – Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1960. – 421 с.
Цыбикдоржиев Д. В. Происхождение древнемонгольских воинских культов. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. – 292 с.
Sagaster К. Die weisse Geschichte (Čaγan teüke): eine mongolische Quelle zur Lehre von den beiden Ordnungen : Religion und Staat in Tibet und der Mongolei. – Wiesbaden: Otto Harrasowitz, 1976. – 489 р.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 98 — 104
Скачиваний: 952