ТРАДИЦИОННЫЕ СОСТЯЗАНИЯ И ИГРЫ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ КИТАЙСКИХ ТУВИНЦЕВ (В СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ)
DOI: 10.23951/2307-6119-2018-4-124-131
В статье охарактеризованы обрядовые состязания и игры, проводимые в настоящее время в свадебной обрядности китайских тувинцев. Эти состязания, как и раньше, являются обязательными компонентами свадебного ритуала и проводятся в двух местах: на свадебном пиршестве у родителей невесты – борьба за овечью голову, состязание в зажигании огня; а также у родителей жениха – разбрасывание муки, борьба за овечью шкуру, состязание в зажигании огня в жилище новобрачных. Выявлено, что в этих состязаниях ярко выражены ритуально-магические функции, которые должны содействовать укреплению брачного союза, благополучию молодоженов, получения ими благодати скота, а также установления контакта с божествами Верхнего мира. В то же время установлено, что носителями традиции семантика сакральности состязаний уже не осознается. В работе также представлено описание необрядовых игр: прятание бус, битье кожаным ремешком, которые устраиваются после обрядовой части свадьбы. Отмечается, что, если до настоящего времени свадебные обрядовые состязания не претерпели изменений и совершаются в полном виде, то в последние годы во время свадьбы носители традиции все реже стали играть в необрядовые игры. В сравнительно-сопоставительном аспекте рассмотрены схожие обрядовые состязания и игры, которые в прошлом бытовали у коренных сибирских народов: российских тувинцев, алтайцев и бурят. Если в материалах тюркских и монгольских народов Сибири в наши дни обнаруживаются только осколки этих традиций, то у китайских тувинцев они сохраняются в полном виде, что говорит о сохранности многих элементов традиционной культуры, ее консервации и аутентичности бытования свадебной обрядовой культуры.
Ключевые слова: тувинцы Китая, свадебная обрядность китайских тувинцев, обрядовые состязания, необрядовые игры, идентичные свадебные состязания у бурят и алтайцев, семантика и прагматика состязаний
Библиография:
Басаева К. Д. Брак и семья у бурят. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1991. – 192 с.
Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Антропологический и этнографический очерк этих стран // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае – Танну-Туве, урянхайцах – тувинцах, о древностях Тувы: В 7 т. – Т. 2: Племена Саяно-Алтая. Урянхайцы (IV в. – начало XX в.) / Составитель С. К. Шойгу. – М.: Слово / Slovo, 2007. – С. 496–638.
Кон Ф. Я. За пятьдесят лет: Экспедиция в Сойотию. – М.: Сов.писатель, 1936. – 360 с.
Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск: Наука, 1988. – 224 с.
Шатинова Н. И. Семья у алтайцев. – Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1981. – 184 с.
Юша Ж. М. Фольклорно-этнографические традиции тувинцев Китая (по результатам полевой работы 2016 г.) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2017. – № 3. – С. 90–96.
Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея // Урянхай. Тыва де-птер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае – Танну-Туве, урянхайцах – тувинцах, о древностях Тувы: В 7 т. – Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве / Составитель С. К. Шойгу. – М.: Слово / Slovo, 2007. – С. 202–253.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 124 — 131
Скачиваний: 876