РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ В ВЕРОВАНИЯХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ПРИТОМЬЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
DOI: 10.23951/2307-6119-2019-1-136-145
В статье сопоставляются данные общеисторических исследований и результаты изучения на основе материалов музейных коллекций и архивов религиозного синкретизма в верованиях шорцев и бачатских телеутов – коренных малочисленных народов Притомья. Эмпирической базой исследования стали собрания музеев Санкт-Петербурга, Кемерова, Томска, Новокузнецка и других городов. В статье авторы рассматриваются проблематику взаимодействия анимистических верований, шаманского культа, православия и бурханизма в контексте междисциплинарного подхода, опираясь на методологические приемы макро- и микроанализа. В статье акцентируется внимание на особенностях религиозного синкретизма через обобщение исследовательских подходов к пониманию данного явления. Авторы обосновывают применение термина «Притомье» для территории компактного проживания шорцев и бачатских телеутов. На основе историко-генетического метода прослеживается последовательность и степень влияния на традиционное религиозное сознание компонентов мировых религий. В научный оборот вводятся новые источники в виде музейных коллекций и архивов музеев, характеризующие проявления религиозного синкретизма. Авторы приходят к выводу о сочетании в религиозных синкретических формах христианских и бурханистских компонентов, которое в большей степени проявилось у бачатских телеутов. Также авторами определено, что в ходе межкультурного взаимодействия северных шорцев и бачатских телеутов были заимствованы отдельные элементы бурханистских обрядов.
Ключевые слова: религиозный синкретизм, межконфессиональное взаимодействие, традиционные культы, обрядность, анимизм, шаманизм, православие, бурханизм, музейные собрания, шорцы, бачатские телеуты
Библиография:
Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1984. – 233 с.
Арзютов Д. В. Христианизация шорцев и северных алтайцев: церковно-государственная стратегия и этнокультурная реальность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. – 2007. – Вып. 1. – С. 240–246.
Батьянова Е. П. Телеутская версия бурханизма // Этнографическое обозрение. – 2005. – № 4. – С. 70–85.
Вербицкий В. И. Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии / сост. И. Кропочев. – Новокузнецк: Сретение, 2008. – 372 с.
Гаврилова Ю. В. Причины формирования религиозных синкретических систем // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 6. – С. 14–18.
Дыренкова Н. П. Пережитки идеологии материнского рода у алтайских тюрков (духи emegender – örökenner) // Памяти В. Г. Богораза (1865–1936). – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – С. 123–145.
Дьяконова В. П. Персонажи пантеона бурханистов Алтая // Сибирский сборник-2. К юбилею Евгении Алексеевны Алексеенко. – СПб.: МАЭ РАН, 2010. – С. 210–223.
Иванов С. В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар XVIII – первая четверть ХХ вв. – Л.: Наука, 1979. – 194 с.
Каруновкая Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сборник Музея антропологии и этнографии. – Л.: Изд-во АН СССР, 1927. – Т. 6. – С. 19–36.
Кацюба Д. В. Духовная культура телеутов. – Кемерово: [б. и.], 1993. – 191 с.
Кимеев В. М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции. – Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. – 452 c.
Кимеева Т. И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX – начало XX в.). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 295 с.
Латышев Д. М. Религиозный синкретизм: основные условия и причины возникновения // Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы. – Екатеринбург: Макс-Инфо, 2016. – С. 299–303.
Орлова Е. А., Челухоев В. В. Символическое значение некоторых предметов домашнего обихода в традиционной культуре телеутов // Вестник Томского государственного университета. История. – 2017. – № 45. – С. 99–105.
Педро Ю. В. Двоеверие и религиозный синкретизм как составляющие религиозно-исторического процесса // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 3. – С. 293–296.
Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 (ред. от 25.08.2015) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_26631/ Дата обращения: 01.06.2018.
Потапов Л. П. Культ гор на Алтае // Советская этнография. – 1946. – № 2. – С. 145–160.
Потапов Л. П. Очерки по истории Шории. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. – 260 с.
Потапов Л. П. Рецензия на: Дыренкова Н. П. Шорский фольклор. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. – 448 с. // Советская этнография. – 1948. – № 3. – С. 198–203.
Тресвятский Л. А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 267 с.
Функ Д. А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX в.: историко-этнографическое исследование. – М.: ИЭА РАН, 1993. – 325 с.
Функ Д. А. Шаманская и эпическая традиции тюрков юга Западной Сибири: Историко-этнографическое исследование телеутских и шорских материалов второй половины XIX – начала ХХI вв.: автореф. дис. … д-ра ист. наук. – М., 2003. – 50 с.
Хомушку О. М. Религиозные традиции народов Саяно-Алтая как фактор формирования этноэкологической культуры // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 6 (43). – С. 489–492.
Шор казак пазок казак шор ӱргедик сӧстӱк: шорско-русский и русско-шорский словарь / сост. Н. А. Курпешко-Таннагашева, Ф. Я. Апонькин. – Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1993. – 149 с.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 136 — 145
Скачиваний: 904