ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В СОВЕТСКОМ КИНО: «СТРАНА ГОЛЬДОВ» АМО БЕК-НАЗАРОВА (1930)
DOI: 10.23951/2307-6119-2020-1-114-125
На материале этнографического кинодокумента «Страна гольдов» классика советского кино, Амо Бек-Назарова, в статье проводится рассмотрение направления художественной документалистики как примера визуально-антропологических опытов в СССР на рубеже 1920-х – 1930-х гг. Анализируя архивные данные, дневники режиссера и свидетельства современников, автор статьи прослеживает эволюцию упомянутого кинопроекта в связи с параллельными процессами в политике и кинематографе. В изучаемый период кинематографисты СССР апробировали различные форматы визуализации этничности, конструируя советский миф об освобожденных революцией народностях нового Союза, в чем нуждалось партийное руководство. Основываясь на показательном примере творчества режиссера Амо Бек-Назарова, в статье прослеживается использование возможностей этнографического кино как ресурса по созданию эффективных для внедрения в общественный оборот экранных образов: традиционного бытования (образ «темного прошлого») и нововведений социализма (образ «светлого будущего»). Коль скоро фильм «Страна гольдов» представляет собой своеобразный кино-текст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров, то методом анализа фильма явилась его исследовательская расшифровка – «перевод» в текстовый формат. В статье анализируется потенциал кино как формы визуальной антропологии, и фильма как многокомпонентного исторического источника, отображающего на экране культуру снимаемого и снимающего, отражающего силуэты культуры и идеологии своего времени. Делаются выводы о фильме «Страна гольдов» как многослойном историческом киноисточнике и о творческой методологии режиссера по сочетанию документальных и художественных приемов в процессе этно-кинематографической работы, как актуальной для изучения и использования в современной визуально-антропологической практике.
Ключевые слова: визуальная антропология, антропологическое кино, Амо Бек-Назаров, национальная политика, СССР
Библиография:
Аванесов С. С. Визуальная антропология как исследовательская дисциплина // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2013. – № 1. – С. 68–74.
Александров Е. В. Предыстория визуальной антропологии: первая половина ХХ в. // Этнографическое обозрение. – 2014. – № 4. – С. 127–140.
Бек-Назаров А. И. Записки актера и кинорежиссера. – М.: Искусство. – 1965. – 272 с.
Вельтман С. Л. А. Бек-Назаров. – М.: Искусство. – 1937. – 104 с.
Головнев А. В. Антропология плюс кино // Культура и искусство. – 2011. – № 1. – С. 83–91.
Головнев И. А. Феномен советского этнографического кино (творчество А. А. Литвинова). – М.: ИЭА РАН. – 2018. – 226 с.
Красовицкая Т. Ю. Конфликт идеалов и практик ранней советской государственности. Механизмы и практики этнополитических процессов (1917 – 1929) // Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства. – М.: Новый хронограф. – 2012. – С. 151–206.
Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. – Владивосток: Типография Управления внутренних дел. – 1922. – 370 с.
Магидов В. М. Кинодокументы по визуальной антропологии России / Материальная база сферы культуры. – Вып. 2. – М.: Изд. РГБ. – 1998. – 100 c.
От классиков к марксизму: совещание этнографов Москвы и Ленинграда (5–11 апреля 1929 г.) / под ред. Д. В. Арзютова, С. С. Алымова, Д. Дж. Андерсона. – СПб.: МАЭ РАН. – 2014. – 511 с.
Разлогов К. Э. Кино-Этнография-Антропология // Философские науки. – 2010. – № 7. – С. 80–90.
Сталин И. В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. – М.: Партиздат. – 1934. – 232 с.
Терской А. Н. Этнографическая фильма. – М.: Теакинопечать. – 1930. – 187 c.
Трушкина Е. Ю. Визуальная антропология в России: как все начиналось? / Аудиовизуальная антропология. Культурное наследие. – М.: Институт Наследия. – 2012. – C. 7–16.
Шимкевич П. П. Материалы для изучения шаманства у гольдов / Записки Приамурского отдела ИРГО. – Т. 1. – Вып. 2. Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского Генерал-губернатора. – 1896. – 136 с.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 114 — 125
Скачиваний: 1071