САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЯЗЫЧНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФЕНОМЕН ИМЕНОСЛОВА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
DOI: 10.23951/2307-6119-2020-1-151-161
Статья посвящена изучению феномена именослова и имянаречения в языческих движениях современной России. Исследуются принципы выбора и присвоения сакрального имени как средства самовыражения и самоидентификации новых язычников, их дистанцирования от действующего, традиционно сложившегося на основе православной культуры именника. Установлено, что ономастическое пространство неоязычества не повторяет и не накладывается на древний языческий именник. Ориентируясь на традиционный языческий ономастикон, современное язычество отражает собственные предпочтения в выборе имени. Выбор онима и обряд имянаречения определяются новыми условиями существования и отношениями духовного мира современного человека. Преобладают имена, как правило, сложной структуры, с положительной семантикой. Аксиологическими маркерами феномена современного язычества выступают понятия добра, света, славы, этические категории, переоценка собственного мировоззрения и мировидения через призму нового имени. Имя, по мнению, респондентов определяет изменения в их жизни, помогает расширению кругозора, самопознанию, улучшению качества жизни. Выступая в качестве социального, культурного и индивидуального маркера, новое имя является средством самоидентификации не только его отдельных носителей, но и новых языческих сообществ в целом. Ономастическое пространство современного язычества объединяет представителей неоязычества любого варианта, течения, толка, позволяя распознавать «своих» и «чужих» – других, не имеющих отношения к современному язычеству.
Ключевые слова: современное русское язычество, ономастическое пространство, обряд, имянаречение, сакральность, самоидентификация, анкетный опрос
Библиография:
Агальцов. А. Н. Российское неоязычество как религиозно-нравственный феномен: дис. … канд. филос. наук. – Тула, 2010. – 133 с.
Бойко Л. Б. К вопросу о роли антропонима в лингвокультуре // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – Вып. 2. – С. 13–21.
Вишнякова С. И. Русско-славянские имена / С. И. Вишнякова. – 2 изд., исправ. и доп. – Комсомольск-на-Амуре: Со-Весть, 1996. – 84 с.
Гайдуков А. В. Славянское новое язычество в России: опыт религиоведческого исследования» // Новые религии в России: двадцать лет спустя. – СПб., 2013. – С. 169–180.
Гарагуля С. И. К вопросу об антропонимической идентичности // Вопросы ономастики. – 2012. – № 2 (13). – С. 43–52.
Доброслав. Радость Солнцепоклонника. Б. М.: Сфера Интернет, 2003.
Кавыкин О. И. Родноверы. Самоидентификация неоязычников в современной России. – М.: Институт Африки РАН, 2007. – 232 с.
Казаков В. С. Именослов. Словарь славянских имен и прозвищ с толкованием значения и происхождения / В. С. Казаков. – М.; Калуга: Русская правда. – 2005. – 240 с.
Мартинович В. А. Проблематика целостного восприятия феномена неоязычества // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография. – Нижний Новгород: Мининский университет, ООО «Типография «Поволжье». – 2016. – С. 161–175.
ПМА – Полевые материалы автора, 2017.
Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. В 2-х томах. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. – 1959. – 1233 с.
Самойлова Г. С. Антропонимы как способ самовыражения в новых языческих течениях // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография. – Нижний Новгород: Мининский университет, ООО «Типография «Поволжье». – 2016. – С. 190–200.
Топоров В. Н. О палийской топономастике // Ономастика Востока: Исследования и материалы. – М.: Наука, 1969. – С. 33–48.
Хроленко А. Т. Основы лингвокультурологии. – М.: Флинта, 2016. – 184 с.
Шиженский Р. В. На полях // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография. – Нижний Новгород: Мининский университет, ООО «Типография «Поволжье». – 2016. – С. 5.
Шиженский Р. В., Тютина О. С., Сморжевская О. А. Особенности современного языческого мировоззрения (по данным полевых исследований) [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 1.
Шнирельман В. Арийский миф в современном мире. – М.: Новое литературное обозрение. – 2015. – Т. 1-2. – 536 с.
Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. Роль пищи в русском язычестве XXI века // Общественные науки. 2017а. – № 1. – С. 492–502.
Шиженский Р. В. Особенности нового языка («новояза») русских язычников XXI века // Научное мнение. – 2017. – № 11. – С. 25–33.
Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. «Родноверческий оберег»: погружение в языческую традицию ХХI века // Научное мнение. – 2017б. – № 12. – С. 10–14.
Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. «Почему я стал язычником»: опыт опроса лидеров диаспоры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6-1 (68). – С. 213–216.
Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. Социальный портрет современных русских язычников: сравнительный анализ (по данным анкетных опросов 2014-2015 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017в. – № 12-1 (86). – С. 201–204.
Шиженский Р. В. Современный языческий рейтинг исторических деятелей России (по данным полевых исследований) // Colloquium heptaplomeres. – Нижний Новгород: НГПУ, 2015. – № 2. – С. 19–29.
Aitamurto Kaarina, Тютина О. С. Язычество, традиционализм, национализм. Нарративы русского родноверия [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. – 2017. – № 4.
Barner-Barry C. Contemporary Paganism: Minority Religions in a Majoritarian America. – New York: Palgrave Macmillan, 2005. – 237 р.
Modern Paganism in World Cultures: Comparative Perspectives / Michael Strmiska, editor. – Santa Barbara: ABC-CLIO, 2005. – 382 р.
René Gründer, Michael Schetsche & Ina Schmied-Knittel. Der andere Glaube. Europäische Alternativreligionen zwischen heidnischer Spiritualität und christlicher Leitkultur. – Würzburg: ERGON Verlag, 2009. – 196 р.
Shizhenskii R., Aitamurto K. Multiple Nationalisms and Patriotisms Among Russian Rodnover // Cosmopolitanism, Nationalism, and Modern Paganism. New York: Palgrave Macmillan, 2017. – P. 109–132.
Shizhenskiy R. The role of food in contemporary Russian Paganism // Walking the old ways in a new world. Contemporary paganism as lived religion. Katowice: Sacrum Publishing house, 2017. – P. 161–182.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 151 — 161
Скачиваний: 890