ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ КИНО: К ПРОБЛЕМЕ ГРАНИЦ ЖАНРА
DOI: 10.23951/2307-6119-2020-3-151-160
Представлен анализ «художественно-этнографического» фильма (так его позиционируют авторы) «Якутская свадьба. XIX век» (2016), в создании которого принимали активное участие ведущие ученые республики. Фильм являет пример антропологического постановочного кино. Визуализация фольклорного текста (обряда свадьбы) наглядно выводит культурные коды этноса, семиотический анализ которых предложен с целью определения жанровой специфики этнографического кино. Фильм как визуально-антропологическое исследование фольклорного текста предлагает интерпретацию хроматического кода якутской культуры (анализ семантики белого цвета в культуре скотоводов). Проведен анализ музыкального и акустического кода: протяжная песня невесты — реконструкция архаической мелоформы; анализ интонации участников ритуала — как речевая характеристика. Кроме того, представлен анализ кинетического, кулинарного, числового кодов культуры, визуализированных в фильме. На основе материалов фестивального кино и трудов современных исследователей в области визуальной антропологии обобщены характеристики этнографического кино. Предложены критерии, отличающие этнографическое кино от других документальных жанров. На наш взгляд, любая репрезентация, визуальная в том числе, сделанная человеком про человека, по природе своей является антропологической. Выявлено, что жанр этнографического кино предполагает детальное акцентированное рассмотрение быта; поиск схождений и отличий текстов культуры; научный комментарий (интерпретацию); направление коллективного восприятия (манипуляцию); создание иллюзии присутствия здесь и сейчас; стремление максимально передать ауру культуры; вживание или монтаж с индигенным кино; «встраивание» камеры, «включенное» кино, достижение естественности; иконофобию («избегание прямого взгляда»); включение зрителя в рефлексивную деятельность (эмпатию); обязательное созвучие эстетики фильма эстетике культуры; предпочтение взгляда «чужого»; «иллюзию нейтрального наблюдателя». Рассмотрены особенности стилистики документального кино по этнографии якутов, проблемы взаимного фреймирования в многоуровневом и поливалентном индигенном кино. Доказано, что этнографическое кино есть не только комментарий к культуре, и автопортрет — не самоцель. Фильм не ограничивается опытом реконструкции обряда, но представляет ментальность народа, является актом самосознания культуры.
Ключевые слова: этнографическое кино, фольклорный текст, семиотический анализ, реконструкция обряда, культурные коды, визуальная антропология, идентичность
Библиография:
Александров Е. В. Визуальная антропология: приоритет этических принципов // Наука телевидения. 2019. № 15.4. С. 93–109.
Александров Е. В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М.: Пенаты, 2003. 97 с.
Александров Е. В. Центростремительный вектор в безграничьи визуальной антропологии // Сибирские исторические исследования, 2017. № 3. С. 11–28.
Анашкин С. Интервью о якутском кино. 2016. URL: http://rfaf.ru/rus/library (21.02.2020).
Барт Р. Проблема значения в кино // Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2004. С. 358–365.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 240 с.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Постум, 2018. 240 с.
Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995. 224 с.
Головнёв А. В. Киноантропология (доклад «Искусство и наука в современном мире»). 2009. URL: http://rfaf.ru/rus/library (09.02.2020).
Головнёв А. В. Антропологическое кино и фестивальное движение. 2013. URL: http://rfaf.ru/rus/library (17.02.2020).
Головнёв И. А. Феномен советского этнографического кино (творчество А. А. Литвинова). М.: ИЭА РАН, 2018. 216 с.
Головнёв А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН; «Волот», 2009. 496 с.
Горных А. А. Визуальная антропология: видеть себя другим // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 32–52.
Грубер М. «Включенное» этнографическое кино: межкультурное сотрудничество в исследованиях и кинопроизводстве / пер. с англ. Е. В. ван Гервен // Сибирские исторические исследования. 2017. № 3. С. 49–80.
Копцева Н. П., Ильбейкина М. И. Визуальная антропология как актуальная область культурных исследований // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 133–155.
Ксенофонтов Г. В. Шаманизм: Избр. тр. Якутск: Север-Юг, 1992. 318 с.
Кьоцци П. Больше, чем антропологический фильм? // Культурологический журнал, 2012. № 4 (10). С. 3–13. URL: http://cr-journal.ru (15.01.2020).
Кьоцци П. Выступление на семинаре «Визуальная антропология в Италии: прошлое и будущее». 16.04.2013. URL: ilya-abramov-84.livejournal (17.02.2020) .
Ларионова А. С. Особенности эпического пения якутов. Якутск, 2005. URL: http://textarchive.ru/c-2650498-pall.html (17.02.2020).
Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 224 с.
Неклюдов С. Ю. Мотив и текст // Язык культуры: семантика и грамматика. М., 2004. С. 236–247.
Новик Е. С. Фольклор — обряд — верования: опыт структурно-семиотического изучения текстов устной культуры. Дисс. в форме науч. доклада. М., 1995. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/novik2 (20.02.2020).
Оганезов А. Э. Междисциплинарность и совместное кинопроизводство в антропологическом кино // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15. № 6. С. 682–692.
Пинк С. Визуальная антропология в XXI веке // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 68–78.
Разлогов К. Э. Кино — этнография — антропология // Философские науки. 2010. № 7. С. 80–90.
Решетникова А. П. К 20-летию Музея музыки и фольклора народов Якутии. Якутск: Компания «Дани Алмас», 2011. 144 с.
Решетникова А. П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск: Бичик, 2005. 408 с.
Руби Дж. Визуальная антропология // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. Саратов, 2007. С. 398–412.
Слепцов П. А. Традиционная семья и обрядность у якутов (ХIХ — начало ХХ века). Якутск: Якутское книжное издательство, 1989. 158 с.
Топоров В. Н. О числовых моделях в архаичных текстах // Структура текста. М., 1980. С. 3–58.
Трушкина Е. Ю. Антропология визуальной коммуникации: история и методология // Человек и культура. 2014. № 6. С. 29–43. URL: https://nbpublish.com/library (10.01.2020).
Утехин И. В. К истории антропологического взгляда на визуальность // Новое литературное обозрение, 2013. № 124. URL: https://www.nlobooks.ru (12.01.2020).
Фещенко В. В. Образы и роли языка в визуальном искусстве // Критика и семиотика. 2016. № 2. С. 67–82.
Хайдер К. Этнографическое кино. М.: ТЕИС, 2000. 166 с.
Хренов Н. А. 10 лет научному альманаху «Традиционная культура»: Послесловие // Традиционная культура, 2010. № 2 (38). С. 11–20.
Христофорова О. Б. Полевые методы в визуальной антропологии // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. М. 2000. URL: https://ruthenia.ru/folklore/hristoforova3.htm (16.02.2020).
Чистякова В. О. Визуальная антропология в системе cultural science // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 14 (136). С. 200–213.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 151 — 160
Скачиваний: 1650