ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ РЕЧЕВЫЕ АКТЫ КАК РЕЛИКТОВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ШАМАНСКОЙ ПРАКТИКИ В ПАМЯТНИКАХ ЖРЕЧЕСКОГО КУЛЬТА (НА МАТЕРИАЛЕ «РИГВЕДЫ» И СИБИРСКОГО ШАМАНИЗМА)
DOI: 10.23951/2307-6119-2020-4-18-29
В работе текст памятника развитого жреческого политеистического культа рассматривается как манифестация ритуальной вербальной практики, сохранившей проявления архаической шаманской сакральной деятельности. Исследование осуществлялось на языковом материале «Ригведы» — корпуса древнейших текстов, генетически восходящих ко времени праиндоевропейского единства и в ряде черт типологически близких евразийскому шаманизму. В фокусе внимания оказывается коммуникативный характер речевой деятельности шамана — наделенного особыми способностями представителя сообщества, который вступает в вербальное взаимодействие с миром духов. Предмет исследования составляют вопросительные речевые акты, которые предстают одним из важных элементов шаманской обрядности. Актуальность исследования обусловлена существенным влиянием шаманизма на становление современной культуры. Достижению цели способствовало решение таких исследовательских задач, как описание и анализ разных типов вопросительных речевых актов «Ригведы», а также выявление их коммуникативных интенций в контексте гимна и связанной с ним ритуальной практики. В работе функциональный анализ вопросительных речевых актов продуктивно дополняется привлечением методов и данных таких дисциплин, как коммуникативистика, прагмалингвистика, история, этнография, религиоведение. Методы лингвистического наблюдения и описания, контекстуального и статистического анализа, фонематические, синтаксические и семантические наблюдения дополнены компаративистским анализом изданного обрядового материала сибирского шаманизма. В работе находит применение и историко-генетический анализ текста «Ригведы». Выявление разных по времени напластований памятника позволяет точнее установить прагматику принадлежащих им вопросов. Автор приходит к выводу о том, что как в шаманской практике, так и в ведийских гимнах вопросы выполняют основные функции коммуникации: сообщение, общение и воздействие. Исследование демонстрирует, что помимо неспецифической прагматики вопросы в ритуальной практике реализуют магико-заклинательную функцию речи. Устанавливаются происхождение и функции вопросов космогонических гимнов. Доказывается их поздний характер и переходное положение от магических вербальных действий к функциям компонента в структуре спекулятивных построений.
Ключевые слова: прагматика, речевой акт, вопрос, иллокуция, коммуникативные интенции, шаманизм, Ригведа
Библиография:
Баранов А. Н., Крейдлин Г. Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога // Вопр. языкознания. 1992. № 2. С. 84–99.
Василевич Г. М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Сб. музея антропологии и этнографии АН СССР. Т. 17. 1957. С. 151–185.
Воронкина М. А. Иллокутивная функция вопросов в гимне «Ригведы» bravavrttam // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8. № 4. С. 32–37.
Елизаренкова Т. Я. Ведийский язык. М., 1987.
Елизаренкова Т. Я. Язык и стиль ведийских риши. М.: 1993.
Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. О ведийской загадке типа brahmodya // Паремиологические исследования. М., 1984. С. 14–46.
Запорожченко А. В. Элементы шаманизма в индоиранской этнокультурной традиции: Автореф. ... канд. ист. наук. Омск, 2002.
Калинина А. А. Вопросительные предложения как текстообразующее средство (на примере публицистического текста-рассуждения) // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. № 2. С. 82–86.
Леви-Стросс К. Структурная антропология = Anthropologie structurale. М., 2001.
Михальская А. К. Сравнительно-историческая риторика. М., 2019.
Мороз Е. Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции Древней Руси // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977. С. 64–73.
Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. М., 2004.
ППДВ — Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2001.
РВ — Ригведа: [В 3 т.] / пер. Т. Я. Елизаренковой. М., 1989–1999.
Топоров В. Н. О космологических источниках раннеисторических описаний // Труды по знаковым системам. Вып. 6. Тарту, 1973. С. 106–150.
Уп. — Упанишады / пер. с санскр. А. Я. Сыркина. М., 2000.
Щуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1997.
Basham A. L. The Wonder that was India. L.: Picador, 2004.
Brown W. N. India and Indology. New-Delhi, 1978.
Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. Princeton, 2004.
Frankfort H., Frankfort H. A., Wilson J. A., Jacobsen T. Before philosophy. The intellectual adventure of ancient man. Chicago, 1946.
Kuiper F. B. J. Selected writings on Indian linguistics and philology. Amsterdam, 1997.
Oppenheim A. L. Ancient Mesopotamia: portrait of a dead civilization. Chicago, London, 1977.
Searle J. Speech Acts // Syntax and Semantics. 1976. Vol. 3.
RV — The Rig Veda in Sanskrit. URL: https://www.sacred-texts.com/hin/rvsan/ (дата обращения 11.10.2019).
TS — The Veda of the Black Yajur School Entitled Taittiriya Sanhita / transl. by A. B. Keith. Delhi, Varanasi, Pathna, 1914.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 18 — 29
Скачиваний: 609