ЖЕНСКИЕ СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ МОНГОЛИИ ЭПОХИ ТАН (ПО МАТЕРИАЛАМ КУРГАНА УЛАН ХАРАМ ШОРООН БУМБАГАР)
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-1-132-143
В статье проанализированы женские скульптурные изображения из кургана Улан Харам Шороон бумбагар в Баяннуур сомоне Булганского аймака Монголии. В погребении обнаружены в том числе и женские фигуры из терракоты. В настоящее время все материалы находятся на хранении в музее г. Хархорин. Характеристика керамической микропластики дана согласно апробированной автором схеме описания вотивных скульптур, с учетом гендерных различий. Цель публикации — введение в научный оборот сведений об особенностях женских средневековых изображений тюркского времени, выполненных их современниками. Дана характеристика 13 керамических фигур, выполненных в полный рост. В описании дана характеристика материала изготовления; приводятся инвентарные номера и размеры согласно документации музея; отмечается степень сохранности фигур; дано описание костюма, причесок, деталей макияжа; характеризуются антропологические особенности скульптурных изображений; дана расовая и, по возможности, этническая идентификация прототипов изображений. В статье отмечена схожесть находок (керамическая микропластика) из исследуемого погребения с изученными ранее материалами из кургана Шороон бумбагар в Замар сомоне Центрального аймака Монголии (хранящихся в Музее изобразительных искусств им. Г. Занабазара, г. Улан-Батор, Монголия). Кроме того, по всей видимости идентичные скульптурные изображения обнаружены при раскопках на северо-западе Китая погребения, датируемого периодом правления династии Тан, у деревни Яньцунь района Сисянь провинции Шэньси. Усыпальница принадлежит Сюэ Шао, первому мужу принцессы Тайпин, дочери императора Гаоцзуна. Исследование скульптурных материалов из баяннурского кургана позволило зафиксировать внешний облик знатных женщин эпохи средневековья из центральноазиатских степей. Компаративный анализ подтвердил уточненную датировку кургана последней четвертью VII в. н. э., что соответствует тюркскому времени в период господства империи Тан. Анализ статуэток позволил сделать вывод о возможном присутствии как южносибирского (тюркского), так и восточноазиатского (китайского) компонентов среди прототипов женских изображений. Новые данные позволили расширить знания о населении центральноазиатских степей в эпоху гегемонии империи Тан.
Ключевые слова: женщины, Центральная Азия, Монголия, империя Тан, курган, скульптура, антропология, южносибирская раса, восточноазиатская раса
Библиография:
Бураев А. И. Древние тюрки Монголии (реконструкция антропологического состава по данным скульптурных изображений). Улан-Удэ, 2016.
Китайские одеяния — династия Тан. Электронный образовательный ресурс https://helpiks.org/9-14966.html Дата обращения: 19.10 2020.
Очир А., Данилов С. В., Эрдэнэболд Л., Цэрэндорж Ц. Эртний нүүдэлчдийн бунхант булшны: малтлага, судалгаа (Төваймгийн Заамар сумын Шороон бумбагарын малтлагын тайлан). Улаанбаатар, 2013.
Очир А., Эрдэнэболд Л., Харжаубай С., Жантегин Х. Эртний нүүдэлчдийн бунхант булшны: малтлага, судалгаа. (Булган аймгийн сумын Уланхэрмийн Шороон бумбагарын малтлагын тайлан). Улаанбаатар, 2013.
Фицджеральд Ч. П. Китай: Краткая история культуры (пер. Р. В. Котенко). Евразия, 1998.
Эртний нуу дэлчдийн урлагийн дурсгал. Ulaanbaatar, 2017.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 132 — 143
Скачиваний: 612