ВИЗУАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ ИВАНА ЛОПАТИНА (НА МАТЕРИАЛАХ ПРИАМУРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1913 ГОДА)
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-1-163-173
Статья посвящена актуальной, но слабо разработанной в отечественной гуманитарной науке теме, – визуальной антропологии как форме научного познания, средству фиксации и репрезентации материалов. Как известно, определяющую роль в освоении фронтирных регионов страны в имперский период играли профессиональные исследователи и путешественники, активно использовавшие в своей деятельности фотографическую технику. Многочисленные фотодокументы, собранные ими в научных экспедициях рассредоточены по фондам центральных и региональных музейных и архивных институций. Данное исследование фокусируется на визуально-антропологических материалах из экспедиции известного этнографа Ивана Алексеевича Лопатина 1913 года, хранящихся в архиве Общества изучения Амурского края, и изученных автором статьи в ходе исследовательских работ лета 2020 года. Многие из рассматриваемых фотодокументов, являясь уникальными свидетельствами культурной эволюции народностей Приамурья на рубеже XIX–XX вв., вводятся в научный оборот впервые. Путем сопоставления текстовых и визуальных архивов исследователя выделяются и анализируются ключевые этнографические образы, зафиксированные им среди орочей и гольдов (нанайцев): явления материальной и духовной культуры, промысловые процессы и физические типы. Особо рассматриваются и опережающие свое время методологические открытия И. А. Лопатина в области полевой работы этнографа: проведение параллельной письменной и фотографической фиксации материалов в процессе экспедиционного исследования для последующего использования фотодокументов в качестве иллюстраций к основным положениям научных публикаций. Фотографическое творчество И. А. Лопатина анализируется в историко-антропологическом ключе, в сопоставлении с тематически смежными исследованиями других авторов и академическими парадигмами соответствующего периода. Делается вывод об архивном фотонаследии ученого как информативном историко-этнографическом источнике, визуально отображающем не только культуру снимаемого, но и снимающего; передающем не только этнографическую информацию, но и ее образно-эмоциональный контекст. Исторический опыт И. А. Лопатина показывается в качестве вполне актуального методического примера для сегодняшних визуально-антропологических практик.
Ключевые слова: этнографическая фотография, визуальная антропология, Иван Лопатин, гольды, орочи
Библиография:
Арсеньев В. К. Вымирание инородцев Амурского края. Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского Генерал-губернатора. 1914. 18 с.
Головнев А. В. Крупный план в антропологии // Уральский исторический вестник, 2010. № 4 (29). С. 14–20.
Головнева Е. В., Головнев И. А. Фотофиксация Дальнего Востока в деятельности Владимира Арсеньева: «репертуар» образов // Quaestio Rossica, 2020. № 3. С. 1023–1036.
Головнев И. А. Визуализация этничности в советском кино: «Страна гольдов» Амо Бек-Назарова (1930) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований, 2020. № 1. С. 114–125.
Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Опыт этнографического исследования. Владивосток: Типография Управления внутренних дел. 1922. 370 с.
Лопатин И. А. Гольды: Этнографическии очерк // Записки Приамурского отдела Императорского общества востоковедения. Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского Генерал-губернатора. 1916. Вып. III. C. 9–108.
Лопатин И. А. Лето среди орочей и гольдов. Владивосток: Типография «Далекая окраина». 1913. 33 с.
Отчет Общества изучения Амурского края за 1913 год. Владивосток: Типография А. К. Иогансон. 1915. 43 c. Сем Ю. А. Нанайцы: материальная культура (вторая половина XIX — середина XX в.). Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. 1973. 314 c.
Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М.: Наука. 1984. 246 с.
Станулевич Н. А. Материалы Тувинского отряда Саяно-Алтайской экспедиции 1952 и 1953 гг. на негативах из собрания Кунсткамеры // Новые исследования Тувы, 2020. № 3. С. 240–252.
Тарасова А. И. Владимир Клавдиевич Арсеньев. М.: Наука. 1985. 344 с.
Харузина В. Н. Этнография. Вып. 2. М.: Императорский археологический институт. 1914. 219 с.
Штернберг Л. Я. Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора. Т. 1. Образцы народной словесности. Ч. 1. Эпос. СПб.: Типография Императорской Академии Наук. 1908. 252 с.
Шульгина Т. С. Русские исследователи культуры и быта малых народов Амура и Сахалина (конец XIX–начало XX в.). Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета. 1989. 179 с.
Яковлев Н. Ф. Кино и этнография / Терской А. Н. Этнографическая фильма. М.: Теакинопечать. 1930. С. 3–16.
Sharapov V. E. Construction of the Ethnographic Visual Image of Komi-Zyrians in the «Artistic Ethnology» of the late 19th — 20th Centures // Slovenský národopis, 2020. № 68 (3). C. 230–249.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 163 — 173
Скачиваний: 603