ОБРАЗ И СИМВОЛИКА ВОЛКА В МИРОВОЗЗРЕНИИ И РИТУАЛЕ БУРЯТ
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-2-93-101
В современности духовное наследие народов России, включая их традиционную картину мира, является объектом общественного и научного интереса. В этом ключе представляется важным реконструкция народных воззрений о животном мире. Целью работы является выявление значений волка в мифологических суждениях бурят и включенности этого дикого животного в их обрядность. Источниками для исследования послужили различные этнографические, фольклорные и лингвистические материалы. В работе использован в качестве основного структурно-семиотический метод. Анализ показывает, что у бурят сформировался неоднозначный образ волка, характеризующийся амбивалентностью коннотации. Выявлена в представлениях об этом звере особая роль символики цвета. Волк имел небесную (белый волк) и мужскую символику. Положительная коннотация выражалась также в признании апотропейной функции его шкуры. О сакральности его образа указывает соблюдавшийся охотниками обычай снятия с убитого хищника шкуры с головой и некоторыми внутренними органами. Отрицательная характеристика волка связывалась с тем, что этот зверь воспринимался как медиатор между мирами. Он отождествлялся с бедой. Полагали, что он имеет демоническую природу, служит транспортом для нечистой силы. На хтоническое происхождение хищника указывала его взаимосвязь с вороном. Волк также нес символику агрессии и увязывался с воинским культом. В этом контексте следует рассматривать его ассоциацию с оружием и идею оборотничества. Выяснено, что в шаманской обрядности бурят волк имел священный статус, что проявилось в поэзии и атрибутике шамана (в ритуальной одежде, в использовании волчьего фетиша). Определено, что народные воззрения бурят о волке находят параллели в традиционном мировоззрении других народов, что указывает на универсальные и типологические феномены в бурятской мифологической фауне.
Ключевые слова: буряты, традиционное мировоззрение, дикая фауна, образ волка, фольклор, обрядность
Библиография:
Базаров Ш. Л. Пословицы агинских бурят // Труды КОПОИРГО. 1903. Т. 6, вып. 1. С. 21–39.
Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят /отв. ред. А. И. Уланов. Ч. I. Изд. 2. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. 376 с.
Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь. В 2 т. Улан-Удэ: Республиканская тип., 2010. Т. II. 708 с.
Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 115 с.
Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.
Гэсэр. Бурятский народный героический эпос. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. Т. II. 288 с.
Маадай-кара. Алтайский героический эпос / пер. А. Плитченко. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение, 1979. 271 с.
Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов / Изд. А. Х. Элерт, В. Хинтцше / Пер. с нем. А. Х. Элерт. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 456 с. (Источники по истории Сибири и Аляске из российских архивов: VIII. I. Герард Фридрих Миллер, Этнографические труды. Ч. 1.)
Осокин Г. М. На границе Монголии: Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. СПб.: тип. А. С. Суворина, 1906. 304 с.
Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1876–1877 гг. по поручению Императорского Русского Географического Общества. Вып. I: Дневники путешествия. Материалы для физической географии и топографии Северо-Западной Монголии. СПб., 1881. 425 с.
Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 г. по поручению Императорского Русского Географического Общества. Вып. IV: Материалы этнографические. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1883. 1026 с.
Протасов Н. Из бурятских сказаний // Сибирский архив. 1912. № 8. С. 623–631.
Смолев Я. С. Три табангутских рода селенгинских бурят: этнографический очерк. М.: Тов-во тип. А. И. Мамонтова, 1900. 58 с.
Фольклор Курумчинской долины. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 137 с.
Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. Т. I. 551 с.
Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. Т. III. 421 с.
Хандагурова М. В. Обрядность кудинских и верхоленских бурят во второй половине XX века (бассейнов верхнего и среднего течения рек: Куда, Мурино и Каменка). Иркутск: Изд-во «Амтера», 2008. 228 с.
Хороших П. П. Старик Хорелдой // Жизнь Бурятии. 1926. № 4–6. С. 27–28.
Чистохин И. Инородческие загадки // Известия ВСОИРГО. Иркутск, 1895. Т. 26, № 1–3. С. 37–39.
Шаракшинова Н. О. Улигеры бурят. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. 153 с.
Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX — начало XX в.) / пер. на рус. Ганбат Ням-даг, С. Б. Миягашева, Ж. Б. Бадагаров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 196 с.
ЦВРиК ИМБТ СО РАН. Инв. 529 // Бамбаев Б. Б. Отчетная записка младш. спец. Этнолого-лингв. отряда научной экспедиции АН. Монголия Алтан-Булак — Эрдени- Дзу.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 93 — 101
Скачиваний: 766