ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЯЗЫКА ДЕТЯМ: ЯЗЫК ОТЦА ИЛИ МАТЕРИ
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-3-31-40
В статье рассматриваются вопросы передачи родного языка следующим поколениям у населения Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана в ситуации активных языковых контактов: в местах фрагментированного распространения миноритарных памирских языков (ваханский, ишкашимский и др.), смешанных с зонами таджикского языка, где фрагментация населения усугубляется социокультурными практиками и брачными моделями; и при проживании в условиях внутренней и внешней миграции. В основу статьи положены материалы, собранные в ходе полевых исследований в Таджикистане и России методами наблюдения и интервью, в частности по методу фокус-групп, а также на основе анализа данных социальных сетей на памирских языках и публикаций по вопросам родного языка и лингвокультурной идентичности. Анализ языковых ситуаций проводится на основе типологической модели Эдвардса с выделением социолингвистических и демографических факторов, влияющих на жизнеспособность языковой группы. Мы рассматриваем формы передачи родного языка следующим поколениям у членов этих этнических групп в условиях двуязычия при традиционных моделях компактного проживания, а также в условиях многоязычия в ходе миграции. Установлено, каким образом стратегии жизнеобеспечения семьи, такие как тип расселения и брачные модели или выбор определенного типа миграции, оказывают влияние на стратегии и приемы передачи языковых навыков детям, а также на выбор и предпочтение языков родителями, а затем и самими детьми. Выявляются языковые предпочтения определенных групп на уровне семьи и этнической группы, их причины и приемы их поддержания. Кроме того, отмечен недавний поворот от нейтрально-позитивного отношения молодежи к родным (памирским) языкам к лингвистическому активизму и продвижению их в цифровом пространстве, а также созданию на них образовательных продуктов.
Ключевые слова: памирские языки, ваханский язык, ишкашимский язык, таджикский язык, семья, Западный Памир, Горно-Бадахшанская автономная область, Таджикистан
Библиография:
Кисляков Н. А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969.
Назарова З. О., Назаров Н. О. Миноритарный ишкашимский язык // Язык и общество в современной России и других странах. Международная конфе ренция Москва, 21–24.06.2010. Доклады и сообщения. М., 2010. C. 319–321.
Худоеров М. М. Исмаилизм на постсоветском Памире // Вестник РУДН, сер. Всеобщая история, 2010, № 2. С. 78–85.
Chernela J. M. The politics of language acquisition: language learning as social modeling in the northwest Amazon // Women and Language 27/1, March 22, 2004: 13–21 Publisher: George Mason University.
Edwards, John. Sociopolitical Aspects of Language Maintenance and Loss: Towards a Typology of Minority Language Situations // Maintenance and Loss of Minority Languages, ed. Willem Fase, Koen Jaspaert and Sjaak Kroon. Amsterdam: Benjamins, 1992: 37–54. (In English)
Müller K., Abbess E., Paul D., Tiessen C., Tiessen G. Ishkashimi: A Father’s Language. How a Very Small Language Survives // Studies in languages of Tajikistan: North Eurasia Group SIL International / Еd. by John M. Clifton. St-Petersburg, 2005. Р. 223–250.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 31 — 40
Скачиваний: 511