РАННЕЕ ОСВОЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В МАРИЙСКОЙ ДИАСПОРЕ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-3-49-58
В статье приводятся результаты социолингвистического обследования, которое проводилось автором в марийской диаспоре московского региона с целью выявления и описания функционирования этнического языка. Один из аспектов исследования посвящен вопросу межпоколенной передачи этнического языка в условиях диаспорного проживания. Респонденты первого поколения в выборке в целом демонстрируют высокий уровень языковой лояльности и уверены в том, что не утратят этнический язык, их опасения касаются скорее представителей второго поколения, выросших в московском регионе. Среди основных факторов, способствующих раннему овладению этническим языком во втором поколении, были названы следующие: погружение в языковую среду в марийской деревне летом; внутрисемейное бытовое общение на этническом языке; привлечение детей к участию в культурных мероприятиях, организованных в Москве марийским землячеством, по инициативе отдельных представителей или групп диаспоры. Однако при непосредственной реализации данные модели обнаруживают на практике ряд существенных недостатков: дальнейшая русификация марийской деревни, а значит, скудное овладение марийским; отведение ребенку роли пассивного слушателя в разговорах взрослых; отсутствие культурных форм, отвечающих запросам подростков. Заметную роль в слабой передаче детям этнического языка играют негативные аттитюды, стигматизирующие идеологии, языковые практики, унаследованные респондентами в отношении марийского языка на малой родине. В ходе обследования были зафиксированы отдельные позитивные сдвиги в этом направлении, преимущественно среди молодых респондентов, вследствие осознания ценности языка и изменения языковых стратегий и идеологий. Это важно, поскольку марийский язык является одним из основных признаков этнической идентичности в выборке: утрата во втором поколении диаспоры марийского приводит к утрате некоторых других этнических маркеров и как следствие — к размыванию границ этнической группы.
Ключевые слова: марийский язык, этнический язык, внутренняя диаспора, московский регион, межпоколенная передача языка, аттитюды, идеологии, речевое поведение
Библиография:
Агранат Т. Б., Куцаева М. В. Категоризация нескольких финно-угорских идиомов и языковая лояльность их носителей // Вестник Московского Государственного Лингвистического Университета. Гуманитарные науки. 2020. № 10 (839). С. 11–24
ВНП 2010 — Всероссийская перепись населения 2010 года // http://gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения 19.06.2020).
Куцаева М. В. Проблема сохранения чувашского языка в условиях диаспоры московского региона // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. Т. XIV., Ч. 1. СПб.: ИЛИ РАН, 2018. С. 180–198.
Куцаева М. В. Об опыте социолингвистического обследования в марийской диаспоре московского региона // Малые языки в большой лингвистике. Сборник трудов конференции. М., 2020a. С. 104–111.
Куцаева М. В. Марийцы Москвы: этническая идентичность и языковая лояльность в условиях внутренней диаспоры // Родной язык. Лингвистический журнал. 2020б. № 2. С. 124–150.
Куцаева М. В. Этническая музыкальная культура московских мари (II) // Этническая культура. 2020в, № 3(4). С. 11–18.
Сепеев Г. А. История расселения марийцев. Йошкар-Ола, 2006.
ССТ 2006 — В. Ю. Михальченко (отв. ред.) Словарь социолингвистических терминов. М., 2006.
Baker C. Attitudes and Language. Multilingual Matters Ltd, 1992.
Edwards J. Multilingualism. Routledge: London and New York, 1994.
Fishman J. (ed.) Can Threatened Languages Be Saved? Reversing Language Shift Revisited: A 21st Century Perspective. Multilingual Matters: 116. 2001.
Moskvitcheva, S. & Viaut A. (2019). Minority Languages from Western Europe and Russia. Comparative Approaches and Categorical Configurations. Cham : Springer Ed. (Serie Language Policy), 2019.
Sallabank J. Attitudes to endangered languages: identities and policies. Cambridge University Press, 2013.
Smith-Christmas C. Family Language Policy: Maintaining an Endangered Language in the Home. Palgrave Macmillan, 2016.
Smith-Christmas et al. (eds.). New Speakers of Minority Languages. Palgrave Macmillan, 2018.
Woolard K. Language Ideology as a Field of Inquiry // Language Ideologies: practice and theory / Bambi B. Schieffelin, Kathryn A. Woolard, and Paul V. Kroskrity (eds). Oxford University Press, 1998. P. 3–47.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 49 — 58
Скачиваний: 518