АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ РАБОТА С ЖЕНЩИНАМИ В 1920-Е ГОДЫ И ПРОЦЕССЫ ФЕМИНИЗАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (НА СИБИРСКИХ МАТЕРИАЛАХ)
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-3-105-117
В работе анализируется один из аспектов комплексной послереволюционной советской политики по «раскрепощению женщин» — антирелигиозная работа среди женского населения, которая была теснейшим образом переплетена с общими практиками воинствующего атеизма и антирелигиозной работой среди населения. Однако, по мнению автора, работа с женщинами представляла собой отдельное направление усилий ранних советских культуртрегеров, требующее специального рассмотрения. Борьба с церковью, верой и верующими занимали в общей политике модернизации страны по советскому типу одно из центральных мест, и именно высокий уровень религиозности, главным образом женского населения, представлялся самым большим препятствием на пути построения безбожного нового общества. Если такая работа, как создание институтов материнства и младенчества, женский ликбез, вовлечение женщин в общественную советскую жизнь, несмотря на массовое сопротивление, находили хоть какой-либо отклик среди определенных слоев населения (Васеха, 2015), то проведение кампании по изъятию церковных ценностей, гонения на священнослужителей, попытки подрыва православной аксиологической базы существования русского общества вызывали лишь стойкий негативизм и жесткое противостояние со стороны населения, прежде всего, женского. Изначально советские лидеры недооценивали глубину женской духовной жизни, и считали посещения храмов женщинами даню традиции и формой досуга, которые предполагалось постепенно заменить советскими культурными и социальными мероприятиями. К концу первого десятилетия советской власти стало ясно, что эти методы борьбы не являются сколько-нибудь эффективными, уровень женской вовлеченности в церковную жизнь во время противостояния богоборчеству только возрос и даже породил новые формы участия женщин в деятельности церковных приходов, включая поддержание литургической жизни и массовые явления женского подвижничества.
Ключевые слова: женская религиозность, 1920-е годы, антирелигиозная политика, женщины и церковь, менсплейнинг, гендер и религия, феминизация православной церкви
Библиография:
Абрамов Ф. Как вести антирелигиозную работу среди крестьянок. М.-Л., 1930. 68 c.
Бекман В., Заржевская М. Как организовать антирелигиозный концерт. М., 1931. 29 с.
Белова Т. П. Женское православное общественное движение в современной России // Женщина в российском обществе. 2011. № 2. С. 100–107.
Васеха М. В. «Крестьянка грамотная»: ликбез в Западной Сибири и конструирование нового паттерна женского поведения в 1920-е гг. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. 2018. Т. 17, № 5: Археология и этнография. С. 150–160.
Васеха М. В. Влияние женской всесоюзной и сибирской прессы 1920-х гг. на формирование новых поведенческих моделей сибирячек // Вестник РУДН. Серия: История России. 2015. № 3. С. 60–70.
Васеха М. В. Русская крестьянка в семье и общественной жизни 1920-х гг. (по материалам юга Западной Сибири). Дисс. ...канд. ист. наук. Москва. Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2015. 245 с.
Говряков И. Ю. Десятилетие безбожниц: женщина в антирелигиозной пропаганде 1918–1929 гг. // История отечественных СМИ. 2013. № 1. С. 44–58.
Гречушкина Н. А. Марфо-Мариинская обитель милосердия в 1918–1926 годы: состав общины и мотивы поступления в сестричество // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 130–143.
Кириченко О. В. Женское православное подвижничество в России: ХIХ — середина ХХ века. Дисс. на соиск. Степ. Доктора исторических наук. М., 2011. 792 с.
Киценко Н. Православие и гендер в современной России «Религиозные виртуозы» в России? Кто в поле воин // http://gefter.ru/archive/19723 Дата доступа: 25.08.2020.
Клубы и антирелигиозная пропаганда. // Антирелигиозник. 1926. № 10. С. 42–43.
Комсомол в деревне. Сборник по основным вопросам работы в деревне (Наш опыт). М.-Л., 1925. 98 с.
Коробейников Н. А. Труженица Урала на борьбу за новую жизнь. М., 1930. 16 с.
Крупская Н. К. Антирелигиозная пропаганда. М.-Л., 1929. 68 с.
Кузнецов И. С. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-е гг.: Учеб пособ. Новосибирск: НГУ, 1992. 96 с.
Не годится богу молиться, будем горшки покрывать. // Красная сибирячка. 1925. № 2–3. С. 20.
Не одурачили // Красная сибирячка. 1923. № 13–15. С. 60.
Печерин А. В. Социокультурный портрет женщины-псаломщика в 1919–1941 гг. (по материалам архивов Урала) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 100–110.
Праздник Параскевы-Пятницы в Ленинграде. // Безбожник. 1928, № 23. С. 15.
Против религии — за новый быт! (материалы к антирождественской кампании 1929–1930 г.). Тула, 1929. 104 с.
Слезин А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. // Вопросы истории. 2010. № 12. С. 82–91.
Слезин А. А. Сельский комсомол 1920-х гг.: реалии «одевичивания» // Женщины села: проблемы адаптации к историческим условиям России. Оренбург, 2002. С. 80–85.
Служение женщин в церкви: Исследования/ (сост.: свящ. А. Пастернак, С. Н. Баконина, А. В. Белоусов). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 518 с.
Сталь Л. Антирелигиозная работа среди женщин. Сборник. М.-Л., 1926. 70 с.
Старое и новое. // Красная сибирячка. 1925. № 2–3. С. 20–21.
Троцкий Л. Вопросы быта. Эпоха «культурничества» и ее задачи. М., 1923. 115 с.
У крестьянок проходит религиозный дурман // Красная сибирячка. 1924. № 1. С. 68.
Фурсова Е. Ф. Восприятие разрушения православия русскими крестьянами Новосибирской области в 1920-1930-х гг. // Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск, 2002. С. 160-163.
Фурсова Е. Ф. Поклонение святому источнику во имя Св. Параскевы в Барабе в прошлом и настоящем // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2004. Ч. II. C. 151–154.
Херлингер П. Русские православные женщины в неправославные времена: примеры женского действия и влияния в революционную эпоху, 1917–1927 гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1–2. С. 304–327.
Kononenko N. Folk Orthodoxy: Popular Religion in Contemporary Ukraine // Letters from Heaven: Popular Religion in Russia and Ukraine / Ed. J.-P. Himka and A. Zayarnyuk. Toronto: University of Toronto Press, 2006. P. 46–75.
Solnit R. Men Explain Things to Me. Haymarket Books 2014. 130 p.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 105 — 117
Скачиваний: 524