АНТРОПОЛОГИЯ ЗВУКА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-3-118-126
В данной статье рассматривается антропология звука в контексте изучения акустического кода и звуковой картины мира как универсальной информационной модели в традиционной культуре монгольских народов. Такая информационная модель представляет собой дифференцированную систему звуков со своими грамматическими и синтаксическими правилами, способную не только передать всю сложность представлений человека об окружающем мире, но и воздействовать на него, служа залогом сохранения мирового порядка. Понятие «антропология звука» гораздо шире и объемнее, чем семантика, которая является одной из ее ключевых составляющих. Поскольку в современной российской науке в рамках направления Антропология искусства еще только обсуждаются вопросы терминологии, точного определения антропологии звука пока не существует. В статье рассматривается звук человеческого голоса, выполняющий коммуникативную функцию и обладающий огромной силой воздействия на природу и социум. Акустический код, характеризуя культурный и природный ландшафт, включает широкий спектр звуков от природных, натуральных до строго организованных вербальных и музыкальных текстов и отличается полифункциональностью. О магии звука голоса человека свидетельствуют народные поверья и легенды, в которых отражаются мифологические и религиозные представления монгольских народов. Сформированный в течение тысячелетий мир степной культуры номадов включал много-уровневую систему звуковых кодов, реализованных как в музыкальной, так и в немузыкальной формах. Исследуется семантика звука в возгласных распевах и обрядовых протяжных песнях монголов уртын дуу, репрезентирующих особый «генетический код» и являющихся этническим маркером культурной традиции. Обрядовые протяжные песни уртын дуу, в том числе песнопения, исполняющиеся во время грозы, мелодический свист3 или посвист тесно связаны с обрядом призывания небесной благодати и культом предков. Они являются одним из важных компонентов целостной обрядовой системы, организующим звуковое поле традиционной культуры монгольских народов. Кроме того, в статье пунктирно представлен феномен звука в многомерном пространстве шаманского и буддийского космоса. Таким образом, в данной статье отражено обрядовое содержание звукового пространства монгольского мира, чем и обусловлен выбор материала (мифологические представления о голосе, обрядовые протяжные песни, мантры и т. п.). Автор не ставил целью исследовать всю палитру звукового поля традиционной культуры монгольских народов. Это тема будущего специального исследования.
Ключевые слова: звук, звуковая картина мира, семантика, традиционная культура, монгольские народы
Библиография:
Бадмаева Г. Ю. Музыка буддийского космоса // Музыка народов мира: проблемы изучения: материалы междунар. науч. конференций. М., 2008. Вып. 1. С. 241–245.
Бадмаева Г. Ю. Звуковой мир традиционной культуры калмыков // Этнографическое обозрение. М., 2006. № 4. С. 140–153.
Берлинский П. М. Музыкальная культура бурят-монголов. Рукопись // ЦВРК ИМБТ СО РАН. Верхнеудинск, 1932. Инв. № 5. 67 с.
Голос и ритуал: материалы конференции. М., 1995.
Звук в традиционной народной культуре. Сборник научных статей. М., 2004. 253 с.
Дашиева Л. Д. Обрядовая песенная традиция западных бурят: Научное исследование [монография]. Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2017. 448 с.
Дашиева Л. Д. Звуки шаманского космоса западных бурят // В мире научных открытий. Красноярск, 2015. № 5.7 (65). С. 2328–2340.
Дашиева Л. Д. Звук в обрядовом протяжном пении монголов и бурят // В мире научных открытий. Красноярск, 2015. № 9.1 (69). С. 7–14.
Дашиева Л. Д. Буддийские песнопения бурят: звуковой аспект // Евразийский союз ученых. М., 2015. № 4 (13). Т. 14. С. 5–6.
Дашиева Л. Д. Звуковой ряд обрядовых протяжных песен монголов и бурят // XII конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов / отв. ред. А. Е. Загребин, М. Ю. Мартынова. Москва-Ижевск, 2017. С. 395–396.
Дашиева Л. Д. Скотоводческие заговоры тээгэ в фольклоре хори-бурят // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург, 2021. № 5 (107). Ч. 3. С. 136–138.
Дугаров Д. С. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1980. 280 с.
Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991. 300 с.
Дугаров Д. С., Куницын О. И. Буряты // Музыкальная культура Сибири: в 3-х т. Новосибирск, 1997. Т. 1, кн. 1. С. 336-404.
Каратыгина М., Оюунцэцэг Д. О смысловой многозначности базовых монгольских музыкальных терминов // Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. М., 1990. С. 112–136.
Кульганек И. В. Мир монгольской народной песни. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 218 с.
Кыргыс З. К. Тувинские народные песни и обрядовая поэзия / Сост. З.К. Кыргыс. Новосибирск: Издат. дом «Сибирская горница», 2015. 432 с.
Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М.: Наука, 1978. 128 с.
Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005. 568 с.
Нуриева И. М. Удмуртская музыкально-песенная традиция: специфика жанрообразования и функционирования: дис. …докт. искусствоведения. Ижевск, 2014. 415 с.
Смирнов Б. Ф. Монгольская народная музыка. М.: Сов. композитор, 1971.365 с.
Утегалиева С. И. Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика (на материале инструментальных традиций Центральной Азии). М.: Композитор, 2013. 528 с.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 118 — 126
Скачиваний: 590