ОРОКИ ИЛИ УЛЬТА: ЗАМЕТКИ К ЭТНОНИМУ И ЭТНОГЕНЕЗУ
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-4-32-46
Ороки — жители Сахалина, говорящие на одном из тунгусо-маньчжурских языков (южная группа), близкого к ульчскому и нанайскому. Не позднее конца XVII века они заселили Сахалин, практикуя транспортное оленеводство, в сочетании с охотой, рыболовством и добычей морского зверя. Цель работы, — анализ некоторых фактов, оказавшихся вне поля зрения предшественников. Это особый счет возраста оленей, который сближает их с восточными эвенами, структура календаря, имеющая аналогии с календарями амурских эвенков (название января), и с календарями орочей, ульчей и негидальцев (названия летних месяцев). Мозаичность ороков (субэтносы), наряду с особенностями природных условий острова и длительной изоляцией, обеспечили своеобразие космогонических представлений, пантеона, базовых ритуалов (летний медвежий праздник и др.). Выявлено существование названия северного оленя, в форме (ы,у,и)л(в/б)(э/е)л у коряков, юкагиров, чукчей, алеутов, чуванцев, северных хантов, тундровых ненцев с неизвестной этимологией (кроме ненецкого тундрового илебць — средство к жизни). Орокское название дикого оленя сиро можно связать с подготовкой к гону (обдирка рогов сирки / ситчи) взрослых самцов дикого оленя. Название домашнего оленя (ула/я) у ороков, ранее возводимое к понятию река (ул / уил), близко к алеутскому улинах, северохантыйскому ули и иле в тундровом диалекте юкагирского, могло быть заимствовано пра — «ороками» напрямую, или через промежуточную контактную группу, на Саяно-Алтае, или в процессе миграции на восток. Данные популяционной генетики, роднят их с этносами Саяно-Алтая (тувинцы-тоджинцы, тофалары и др.) практикующих до сих пор охоту, собирательство и кочевое транспортное оленеводство. Примерно близкий (и невысокий 11,5–17,4 %), уровень частотности «тунгусской» гаплогруппы С, у ороков, ульчей, удэгейцев, негидальцев, указывает, по-видимому, на малое участие эвенкиек в формировании мтДНК ороков (женский генофонд).
Ключевые слова: ороки, этногенез, Сахалин, северный олень, Саяно-Алтай, чуванцы, эвены, «олений» счет, мтДНК
Библиография:
Аврорин В. А., Лебедева Е. П. Орочские тексты и словарь. Л.: Наука, 1978.
Бермишева М. А., Кутуев И. А., Спицын В. А., Виллемс Р., Батырова А. З., Коршунова Т. Ю., Хуснутдинова Э. К. Анализ изменчивости мт ДНК в популяции ороков // Генетика. 2005. Т. 41. № 1. С. 78–84.
Болдырев Б. В., Быкова Г. В., Варламова Г. И., Андреева Т. Е., Мальчакитова Р. Е. Словарь джелтулакского говора эвенков Амурской области. Благовещенск. Изд. БГПУ. 2009.
Болдырев Б. В. Словарь зейского говора эвенков Амурской области. Благовещенск. Изд. БГПУ. 2010.
Болдырев Б. В., Быкова Г. В., Соловьева. Л. А. Словарь селемджинского говора эвенков Амурской области. Ч. 1. Благовещенск. Изд. БГПУ. 2013.
Бурыкин А. А. Рецензия на книгу А. Ф. Старцева «Ороки орочёны, а не уйльта! К проблеме этногенеза ороков Сахалина» // Россия и АТР. 2016. Вып.1(91). С. 269–278.
Василевич Г. М. Эвенки. Л. Наука. 1969.
Василевич Г. М. Заселение тунгусами тайги и лесотундры между Леной и Енисеем // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. Якутск. 1972. С. 183–238.
Васильев Б. А. Основные черты этнографии ороков. Предв. отчет по материалам экспедиции 1928 г. // Этнография. 1929. № 1. С. 3–22.
Врангель Ф. Прибавление к путешествию по Северным берегам Сибири и ледовитому морю, совершенному в 1820, 1821,1822, 1823, и 1824 гг. Изд. Императ. Академии Наук. СПб. Типография Бородина и К. 1841.
Вртанесян Г. С., Озолиня Л. В. Медвежий праздник ороков — уйльта. Общее и особенное // Сибирский филологический журнал. 2015. № 4. С. 15-22.
Вртанесян Г. С. Некоторые особенности структуры нивхских календарей // «Фольклор палеоазиатских народов», г. Якутск, 21–25 ноября 2016 г. Якутск: РИО медиа-холдинга, 2017. С. 91–97.
Головко Е. В, Словарь алеутско-русский и русско-алеутский. Просвещение. СПб. 1994.
Головнев А. В. Кочевники тундры. Ненцы и их фольклор. Екатеринбург. УрО РАН. 2004.
Гурвич И. С. Юкагиры чуванского рода. Тр. Института Этнографии. Т. 35. Сибирский этнографический сборник. II. М.-Л. 1957. С. 246–262.
Гурвич И. С. Этническая история северо-востока Сибири. М., 1966. Наука.
Деренко М. В., Денисова Г. А., Маларчук Б. А., Дамбуева И. К., Лузина Ф. А., Лотош Е. А., Дорту Ч. М., Карамчакова О. Н., Соловенчук Л. Л., Захаров И. А. Структура генофондов этнических групп Алтае-Саянского нагорья по данным о полиморфизме мт ДНК // Генетика. 2001. Т. 37. № 10. С. 1402–1410.
Динесман Л. Г., Киселева Н. К., Князев А. В. История степных экосистем Монгольской Народной Республики. М.,1989.
Дуткин И. Х. Термины оленеводства в эвенском языке // Актуальные вопросы языков народов Севера. Якутск. 1986. С. 36–58.
Йохельсон В. И. Юкагиры и юкагиризованные тунгусы. Новосибирск. Наука. 2005.
Казакевич О. А., Будянская Е. М. Диалектологический словарь селькупского языка (северное наречие). Издательство «Баско». Екатеринбург. 2010.
Керцелли С. В. Карагасский олень и его хозяйственное значение // Северная Азия. 1925. № 3. С. 87–92.
Косарев В. Д. Ороки (ульта) в этногенетике тунгусоязычных народов Приамурья: задача со многими неизвестными // Культурное наследие народов Дальнего Востока России Сахалинской области. Уйльта. Эвенки. Южно-Сахалинск: Сахалинский гос. обл. краевед. музей. 2009. С. 17–31.
Костеркина Н. Т., Момде А. Ч., Жданова Т. Ю. Словарь нганасанско-русский и русско-нганасанский. СПб. Филиал изд-ва «Просвещение», 2001.
Крейнович Е. А. Нивхгу. М. 1973. Наука.
Левин М. Г. Краткий эвенско-русский словарь. Учпедгиз. М.-Л. 1936.
Линденау Я. И. Описание народов Сибири. Магадан. Кн. изд-во. 1983.
Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов. Памятники исторической мысли. М. 2009.
Миссонова Л. И. Этнонимия ульта Сахалина // Имя и этнос М. 1996. С. 51–56.
Миссонова Л. И. Основные проблемы изучения уйльта в контексте истории народов Сахалина // Краеведческий бюллетень. 2005. № 4. С. 166–194.
Молл Т. А. Корякско русский словарь. Учпедгиз. Л. 1960.
Мудрак О. А. Этимологический словарь чукотско-камчатских языков. М. Языки русской культуры. 2000. 288 с.
Озолиня Л. В. Орокско-русский словарь. Новосибирск. 2001. Изд. СО РАН.
Озолиня Л. В. Грамматика орокского языка. Новосибирск. Академическое издание ГЕО. 2013.
Онина С. В. Оленеводческая лексика в хантыйском языке. Дисс…канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2002.
Певнов А. М. Этимология самоназвания ороков // Acta lingvistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. Том. XIII, ч. 3. СПб, Наука, 2017. С. 886–681.
Петрова Т. И. Язык ороков (ульта). Л. Наука, 1967.
Петрова Т. И. Времяисчисление у тунгусо-маньчжурских народностей // Памяти Богораза В.Г. Сб. статей. М-Л. 1937. С. 79–120.
Пилсудский Б. Аборигены о. Сахалина // Живая старина, Вып. II-III. СПб, 1909. С. 1–14.
Помишин С. Б. Происхождение оленеводства и доместикация северного оленя. М.: Наука, 1990.
Роон Т. П. Традиционная система оленеводства ульта // Краеведческий бюллетень. 1994. № 3. С. 101–140.
Сем Ю. А., Сем Л. И., Сем Т. Ю. Материалы по традиционной культуре, фольклору и языку ороков. Диалекто-логический орокско-русский словарь: этнографические исследования // Труды ИИАЭ ДВО РАН. Владивосток: Дальнаука, 2011. Т. 14.
Симченко Ю. Б., Смоляк А. В., Соколова З. П. Календари народов Сибири // Календарь в культуре народов мира. М., Наука. С. 201–253.
Смоляк А. В. К вопросу о происхождении ороков // Краткие сообщения Института этнографии. М.: Изд-во АН CCCР. Т. XXI. 1954. С. 33–38.
Смоляк А. В. Южные ороки // Советская этнография. 1965. № 1. С. 28–42.
Смоляк А. В. О взаимных культурных влияниях народов Сахалина и некоторых проблемах этногенеза // Этногенез и этническая история народов Севера. Наука. М. 1975. С. 43–77.
Сравнительный словарь тунгусохманьчжурских языков (ССТМЯ). М-лы к этимологическому словарю. T. I–II. Л.: Наука. 1975–1977.
Стариковская Е. Б. Изменчивость мт ДНК коренных жителей Чукотки в связи с генетической историей древней Берингии: дисс ... канд. биолог. наук: Новосибирск, 1999.
Старцев А. Ф. Ороки — орочёны, а не уйльта! К проблеме этногенеза ороков Сахалина. Владивосток: Дальнаука. 2015.
Сыроечковский Е. Е. Северный олень. Агропромиздат Год: 1986.
Таксами Ч. М. Тунгусские народы на Сахалине // Страны и народы Востока: Страны и народы бассейна Тихого Океана. М: Наука. 1968. Вып. VI. С. 29–43. Федорова С.А. Генетические портреты народов Республики Саха (Якутия): анализ линий митохондриальной ДНК и Y-хромосомы. Якутск. Изд-во ЯНЦ СО РАН. 2008.
Функ Д. А., Зенько А. П., Силланпяя Л. Материалы по современной культуре и социально-экономическому положению северной группы ульта // Этнографическое обозрение. 2000. № 3. С. 14–30.
Хомич Л. В. Ненецко-русский словарь. Учпедгиз, ЛО. 1954.
Шарина С. И. Некоторые особенности языка усть — аянских эвенов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 6 (26). С. 153–157.
Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Т. 1. СПб, 1883.
Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Т. 2. СПб: Изд. Императорской Академии наук, 1899.
Янхунен Ю. Об этнонимах ороки и урянхай (uryangkhai) // Россия и АТР. 2018. № 4. С. 11–23.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 32 — 46
Скачиваний: 715