ОТРАЖЕНИЕ МНОГОКОМПОНЕНТНОСТИ КУЛЬТУРЫ КАЗЫМСКИХ ХАНТОВ В ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛАХ О БОГИНЕ ВУТ ИМИ
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-4-111-123
Важнейшей составляющей традиционной культуры обских угров являются культы духов-покровителей — выдающихся богатырей-предков. В древности обожествляемая личность постепенно превращалась в средство существования общества, организации его жизни. Культ предка можно рассматривать как культурообразующий фактор и даже культурную модель традиционного общества, служившую целям выживания и приспособления людей к новым историческим условиям, выстраивания отношений с окружающим миром. В статье рассматривается образ одного из духов-покровителей хантыйского народа — Казымской богини-воительницы (известной в литературе также как Вут-ими или Касум-най), отраженный в фольклоре казымских и других групп хантов, сосьвинских манси и ненцев. «История» её жизни указывает на постоянные миграции и освоение новых территорий в древние времена, объясняет контакты предков казымских хантов с соседними этническими группами. Цель работы — раскрыть характер межэтнических и внутриэтнических связей казымских хантов на основе фольклорных текстов о Вут ими с опорой на культурно-исторический, описательный, функционально-семантический и типологический методы, с учётом уже имеющихся разработок по данной теме. В качестве историко-этнографического источника, содержащего информацию о межкультурных коммуникациях казымских хантов, автором рассмотрены как опубликованные ранее песни, сказания и предания о Вут-ими, включая сведения о её зооморфных образах, атрибутике, эпитетах, так и новый материал, записанный автором от информантов. Автором отмечается, что в образе главного духа-покровителя р. Казым просматриваются пермские черты. В языке, фольклоре, культурных традициях ярко выражены устойчивые контакты с мансийской территорией. Хантыйские предания указывают также на значительное влияние ненецкой культуры (прежде всего в сфере оленеводства). Мифология брачных отношений богини с хантыйскими богатырями отражает родство и характер внутриэтнических отношений хантов: казымской группы с другими локальными образованиями (иртышскими, пимскими и другими хантами).
Ключевые слова: Казымская богиня, казымские ханты, сосьвинские манси, ненцы, духи-покровители, межэтнические контакты
Библиография:
Бауло А. В. Нярас-най-эква // Мифология манси. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2001. С.103-104.
Бауло А. В., Фёдорова Н. В. Фигура духа-покровителя казымских хантов // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 3. С. 140–150.
Волдина Т. В. Картина мира в традиционных космологических представлениях казымских хантов // Узловые проблемы современного финно-угроведения: Материалы I Всероссийской научной конференции финно-угроведов / Гл. ред. Т. А. Архипов. Йошкар-Ола: Марийский полиграф.-изд. комбинат, 1995. С. 111–112.
Волдина Т. В., Ледков В. К. Хантыйско-ненецкие шаманские традиции: опыт сопоставления // Культурные и филологические аспекты генезиса и трансформации исторических общностей коренных народов Югры: коллективная монография. Вып. 3. Тюмень: ООО «Сити-пресс», 2015. С. 5–25.
Грибова Л. С. Пермский звериный стиль (проблемы семантики). М.: Наука, 1975. 148 с.
Голева Т. Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. СПб.: Издательство «Маматов», 2011. 272 с.
Головнёв А. В., Перевалова Е. В. Вожди обских угров и ненцев (по данным фольклора) // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 49. С. 115–122.
Голубкова О. В. Образ змеи в демонических представлениях русских и коми // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. Т. XVI. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2010. С. 383–387.
Дмитриева Т. Н. Казым и манси // Ономастика и диалектная лексика: сб. науч. Трудов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. Вып. 3. С. 53–66.
Ерныхова О. Д. Казымский мятеж: Об истории Казымского восстания 1933–1934 гг. Новосбирск: Сибирский хронограф, 2003. 160 с.
Зенько-Немчинова М. А. Сибирские лесные ненцы: Историко-этнографические очерки. Екатеринбург: Изд-во «Баско», 2006. 272 с.
Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 284 с.
Краткий этимологический словарь коми языка / Авт.-сост. В. И. Лыткин, Е. С. Гуляев. М., 1970. 274 с.
Легенды и мифы хантов / Запись, предисл. и примеч. В. М. Кулемзина и Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1973. С. 146.
Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. 136 с.
Лобанова А. С. Ящерица дзöдзыв в культуре и в языке коми-пермяков. Ономастический и семасиологический аспекты // Вестник удмуртского университета. 2017. Т. 27. Вып. 3. С. 459–467.
Мифы, предания, сказки хантов и манси / Пер. с хант., манс., нем. языков, сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной, под общ. ред. Е. С. Новик. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 388–400.
Молданов Т. А., Молданова Т. А. Боги земли казымской. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 114 с.
Най-вәрт путрӑт. Легенды земли божественной / Автор-сост. Р. М. Потпот. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2011. 52 с.
Соколова З. П. «Легенды Вут-Ими». Путешествие по Оби и её притокам к ханты и манси. Сургут: АИИК «Северный дом» и Сев.-Сибирское регион. кн. изд-во, 1993. 77 с.
Соколова З. П. Изображение женского духа с р. Казым // Итоги полевых исследований. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2000. С. 189-202.
Федосеева Е. Л. Ономасиологический портрет кошки (кань) в культуре и языке коми-пермяков // Молодая филология — 2018. Человек, культура, социум. Материалы конференции. Пермь: Изд-во Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2018. С. 195–201.
Эренбург Б. А. Загадки и мифы звериного стиля. Пермь: Сенатор, 2017. 56 с.
Эренбург Б. А. Звериный стиль. Пермь: Сенатор, 2014. 212 с.
Lehtisalo T. Entwurf einer Mythologie der Jurak-Samoeden. Helsinki: Societe Finno-ougrienne, 1924. 174 p.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 111 — 123
Скачиваний: 561