ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ШЁШКУПОВ / ШЁШКУМОВ ПО ДАННЫМ ПОЛЕВЫХ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ХХ–ХХI ВВ.
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-4-168-179
Данная статья посвящена исследованию вопроса о традиционных воззрениях и обрядах этнографической (диалектно-локальной) группы шёшкупов/шёшкумов. На основе анализа исследовательской литературы и полевого этнографического материала, собранного разными исследователями-селькуповедами, были выявлены факты о предназначении священных мест в окрестностях д. Иванкино. В данном исследовании удалось определить особенности религиозных верований среднеобских селькупов: они оставляли кузова с семейными лозами не только на чердаках, но и в труднопроходимой кочкарной согре, «подвешивали» духов на березе. Собранные сведения позволяют говорить о сохранении традиционных верований (представлений о домашних духах-помощниках, культовых местах) у местных жителей до конца ХХ в., о чем свидетельствуют материалы, записанные от информантов из д. Иванкино даже в XXI в.
Ключевые слова: селькупы, обские шёшкумы/шёшкупы, шаманизм, культовые места, обряды, диалектные особенности, диалектно-локальный ареал, этнографическая группа
Библиография:
Быконя В. В., Кузнецова Н. Г., Максимова Н. П. Селькупско-русский диалектный словарь. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. 348 c.
Гемуев И. Н., Пелих Г. И. Категории селькупских шаманов // ЭО. М., 1997. № 5. С. 36–45.
Григоровский Н. П. Очерки Нарымского края // Зап. ЗСОРГО. 1882. Кн. 4. С. 45–49.
Дульзон А. П. Археологические памятники Томской области // Труды Томского областного краеведческого музея. Томск, 1956. Т. V. С. 89–316.
Казакевич О. А. Изобразительная лексика в шаманских текстах северных селькупов // Актуальные проблемы психологии, этнопсихолингвистики и фоносемантики. М., 1999. С. 141–142.
Казакевич О. А. Путешествие шамана (по материалам шаманских легенд и волшебных сказок северных селькупов) // Логический анализ языка. Языки динамического мира. Дубна, 1999. С. 254–259.
Ким А. А. Очерки по селькупской культовой лексике. Томск: Изд-во научно-технической литературы, 1997. 219 с.
Ким А. А., Кудряшова Т. К. О традиционной пище нарымских селькупов // Система жизнеобеспечения традиционных обществ в древности и современности. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. С. 186–190.
Кудряшова Т. К., Кудряшова Д. А., Ким А. А. Юрты Иванкины: взгляд в прошлое // Земля Колпашевская. Томск: Изд. Том. Ун-та, 2000. С. 186–205.
Кудряшова Т. К. Церковь Живоначальной Троицы (в с. Иванкино) // Междисциплинарное изучение этносов Сибири. Томск, 2001. С. 132–133.
Надь З. Карой Папаи: венгерский исследователь на территории Томской области // Труды Томского областного краеведческого музея. Томск: Изд-во «Ветер», 2012. Том XVII. С. 187–215.
Пелих Г. И. Материалы по селькупскому шаманству // Этнография Северной Азии. Новосибирск: Наука, 1980. С. 5–86.
Пелих Г. И. Материалы по этнографии экспедиции 1961 г. по р. Оби, Колпашевского района // Архив МАЭС ТГУ. № 251. Тетради № 1–5.
Пихновская А. А. Культовый комплекс тымского шамана Елисея Карлыгина (из собраний Колпашевского краеведческого музея) // Самодийцы. Тобольск; Омск, 2001. С. 285–291.
Плотников А. Ф. Нарымский край (5 стан Томского уезда Томской губернии). Историко-статистический очерк. СПб., 1901. 366 с.
Прокофьев Г. Н. Церемония оживления бубна у остяко-самоедов // Изв. ЛГУ. Т. 2. Л., 1930. С. 365–373.
Прокофьева Е. Д. Мамонт по представлениям селькупов // Сб. МАЭ. Л., 1949. Т. 11. С. 159.
Прокофьева Е. Д. Шаманские бубны // Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961. С. 435–492.
Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири XIX–XX в. Сб. МАЭ. Л., 1971. Т. 27. С. 21–23.
Прокофьева Е. Д. Материалы по шаманству селькупов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX — начала XX вв.). Л., 1981. С. 42–68.
Сайнакова Н. В. Полевые материалы. Томск, 2012–2015. 77 с.
Сайнакова Н. В. Полевые материалы. Томск, 2016. 23 с.
Сайнакова Н. В. Обские шёшкупы: расселение, формирование и этническая культура в XIX—XX вв. Дис. … канд. истор. наук. Томск, 2017.
Сайнакова Н. В. Церковь Живоначальной Троицы в селькупских юртах Иванкиных как один из первых православных храмов в Нарымском крае // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2014. Вып. 3 (5). С. 68–76.
Степанова О. Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представление о круговороте жизни и душе. СПб.: Петербургское Востоковедение. 2008. 304 с.
Степанова О. Б. «Огненная» ипостась матери-прародительницы селькупов // Труды Томского областного краеведческого музея. Томск: Изд-во «Ветер». 2008. С. 218–225.
Тучкова Н. А. Мифология селькупов. Томск, 2004. 380 с.
Тучкова Н. А. Традиционное мировоззрение // Селькупы: Очерки традиционной культуры и селькупского языка. Томск: Изд-во ТПУ, 2011. С. 224–244.
Тучкова Н. А. Тюрские мотивы и образы в фольклоре обских шёшкупов // Тюрки Сибири. Тобольск; Омск, 2002. С. 321–327.
Ураев Р. А. Материалы к шаманизму тымских селькупов (по данным экспедиции 1956 г.) // Тр. ТГОИАМ. Томск, 1994. Т. 7. С. 73–85.
Ураев Р. А. Культовые объекты на р. Тым // Археолого-этнографические исследования в южнотаёжной зоне Западной Сибири. Томск, 2003. С. 120–132.
Яковлев Я. А. Культовые места XIX — нач. ХХ вв. на территории Томской области // Памятники истории, археологии и культуры Сибири. Новосибирск: Наука, 1989. С. 35–53.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 168 — 179
Скачиваний: 677