КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ОХОТНИКА В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА ЭВЕНКОВ
DOI: 10.23951/2307-6119-2022-2-67-76
Рассматривается актуальная для исследования в современном тунгусоведении проблематика лингво-культурологического описания концептосферы эвенкийского языка. Исследуется концептуализация охотника в языковой картине мира эвенков. Охота, являясь исконным занятием тунгусов, сыграла ключевую роль в формировании их языковой картины мира. Концепт «Бэю̄ мэкӣ т/охота» имеет четко структурированную систему, куда входит: 1) субъект охоты (охотник); 2) объект охоты: копытные и пушные звери; 3) добыча (мясо, шкура зверя); 4) средства и способы охоты; 5) место охоты; 6) дорога, по которой следуют на охоту; 7) сезон охоты; 8) следы зверей; 9) собака – помощник охотника; 10) Дух-хозяин охоты. Являясь базовым элементом в составе концепта «Бэю̄ мэкӣ т/охота», концептуализация охотника характеризуется следующими понятийными признаками: 1) человек; 2) охотящийся (на копытных и пушных зверей); 3) при помощи лука или ружья; 4) с целью пропитания и приобретения шкуры для пошива одежды. Как составная часть концепта «Бэю̄ мэкӣ т/охота» ментальное образование «Бэю̄ ктэмнӣ /охотник» содержит в себе понятийный, образный и ценностный компоненты. Данные элементы исследуются на лексикографическом материале и записей аутентичных текстов от носителей языка. Эвенкийский охотник является узнаваемым образом представителей тунгусской культуры, он и составляет культуру своего этноса. Сочетаемость лексических единиц, обозначающих охотника, характеризует не только образные, но и понятийные и ценностные признаки рассматриваемого концепта. Наличие корневых основ, обозначающих охоту и встречающихся во всех тунгусо-маньчжурских языках, свидетельствует об ее исконности у тунгусов.
Ключевые слова: языковая картина мира, концепт, эвенкийский язык, охота, охотник
Библиография:
Анисимов А. Ф. Культ медведя у эвенков // Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XX век). М.: Северные просторы, 2001. С. 23–32.
Василевич Г. М. О культе медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX вв. / СМАЭ. М., 1971 Т. XXVII. С. 150–169.
Захарова Н. Е. Экспериментальное исследование особенностей языкового сознания эвенков-билингвов (на примере концепта человек /бэе/ киһи) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 3. С. 215–219.
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
Карасик В. И. Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009. 406 с.
Кузьмина Р. П. Специфика концептуализации стыда и совести в эвенской языковой картине мира // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2021. Т. 23. № 1 (85). С. 247–255.
Мерекина Е. В. Культурные концепты как ядерной часть языкового сознания малочисленного народа (этнолингво-культурологическое исследование языка эвенков). Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Мерекина Екатерина Васильевна; Алт. гос. ун-т. Барнаул, 2008. 300 с.
Мыреева А. Н. Эвенкийско-русский словарь = Эвэды лучады турэрук. Новосибирск: Наука, 2004. 798 с.
Мыреева А. Н. Лексика эвенкийского языка: традиционное хозяйство. Новосибирск: Наука, 2005. 111 с.
Словарь джелтулакского говора эвенков Амурской области / Б. В. Болдырев, Г. В. Быкова, Г. И. Варламова, Р. Е. Мальчакитова; под ред. Г. И. Варламовой. Благовещенск: Зея, 2009. 608 с.
Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: материалы к этимол. словарю: в 2 т. / отв. ред. В. И. Цинциус. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние. Т. 1. 1975; Т. 2. 1977.
Титов Е. И. Некоторые данные по культу медведя у нижнеангарских тунгусов Киндигирского рода // Из глубины веков... Путешественники, исследователи об эвенках: хрестоматия / сост. Е. Ф. Афанасьева. Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2009.
Токарев С. А. Очерк истории якутского народа. М.: Гос. соц.-экон. изд., 1940. 247 с.
Ушницкая Н. Ю. Концепт «Бэюмэкит/охота в языковой картине мира эвенков // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2021. Т. 7. № 3. С. 183–190.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 67 — 76
Скачиваний: 345