РИТУАЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ МУХОМОРОВ У СОВРЕМЕННЫХ КОРЯКОВ
DOI: 10.23951/2307-6119-2022-3-142-148
Исследуется современное состояние ритуального употребления мухоморов – одной из обрядовых традиций коряков. Дается историографический обзор литературы на данную тему, начиная с материалов II Камчатской экспедиции (1733–1743), рассматриваются наскальные рисунки на берегах реки Пегтымель (Чукотка) в контексте употребления мухоморов. Показано место мухоморов и грибов вообще в культурах народов Сибири и Дальнего Востока. Анализируются основные ситуации – как сакральные, так и профанные, в которых употребляются мухоморы: это и обрядовые праздники, и трудное жизненное положение, в котором мухомор может подсказать решение, и предстоящая тяжелая работа, и необходимость «пообщаться» с умершими родственниками, и просто желание испытать наркотическое опьянение. Описывается обряд ритуального употребления мухоморов, зафиксированный автором статьи в Олюторском районе Корякского АО в ходе экспедиции 2004 г. Рассматриваются правила и запреты, связанные с ритуалом, допустимое количество грибов для приема за один раз, способы сбора и употребления мухоморов в сопоставлении с опубликованными в литературе данными. Приводятся записанные от информантов тексты, касающиеся ситуаций, связанных с употреблением мухоморов, их рассказы о собственном опыте и случаях с их знакомыми и родственниками. Описываются записанные после употребления мухоморов фольклорные тексты – так называемые мухоморные песни и мухоморные сказки. Делается вывод о двух параллельно существующих в настоящее время традициях употребления мухоморов на Камчатке – сакральной и ритуализованной, с одной стороны, и бытовой наркомании (в основном в городе) – с другой. Первая традиция представляется существующей в живом бытовании, хотя и подвергающейся естественной трансформации. Статья вводит в научный оборот обширный новый полевой материал и может быть интересна для этнологов и фольклористов.
Ключевые слова: мухоморы, ритуальное употребление, обряд, коряки, современное состояние
Библиография:
Батьянова Е. П., Бронштейн М. М. Мухомор в быту, верованиях, обрядах, искусстве народов Севера // Сибирские исторические исследования. 2016. №1. С. 46–58.
Горбачева В. В. Обряды и праздники коряков. СПб.: Наука, 2004.
Диков Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки. Петроглифы Пегтымеля. М.: Наука, 1971, 134 с.
Дэвлет Е. Г. Каяки обрыва Кайкууль. Петроглифы на скалах Чукотки // Родина. 2007. №3. С. 40–45.
Иохельсон В. И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. СПб.: Наука, 1997.
Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этногр. материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983, 176 с.
Мальцева А. А. Голоса корякской культуры: Александра Кергильхот. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2019. 288 с.
Нымыланско-русский словарь. Алюторский диалект. Часть 1 / сост. Ю. Нагаяма, В. М. Нутаюлгин, Л. И. Чечулина; ред. Ю. Нагаяма. Саппоро, 2017.
Скорик П. Я. К вопросу о классификации чукотско-камчатских языков // Вопросы языкознания. 1958. № 1. С. 21–35.
Стеллер Г. В. Описание земли Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 1999. 288 с.
Элерт А. Х. Алкоголь и галлюциногены в жизни коренных народов Сибири // Наука из первых рук, 2007, №2 (14). С. 106–123.
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 142 — 148
Скачиваний: 370