Конь как хтоническое существо в верованиях и фольклоре хакасов (конец XIX–XX вв.)
DOI: 10.23951/2307-6119-2023-1-102-117
Начиная с момента доместикации, лошадь играла важную роль в жизни людей. Благодаря этому событию человек стал чрезвычайно мобильным. Преодолевая длинные расстояния за относительно короткий срок, ему удалось освоить огромные территории. Конь был активно задействован человеком в хозяйственной, военной, религиозно-обрядовой и иной деятельности. Его значимость была столь велика, что он стал обязательным элементом похоронной обрядности. Лошадей хоронили вместе с умершими хозяевами, чтобы они стали для них проводниками на «тот свет» и продолжали служить им и после смерти. Архаичное сознание часто приписывало обитателям подземного мира нечеловеческой природы использование коня в качестве ездового животного. Подобные мировоззренческие представления в полной мере были присущи и хакасам. Целью данной работы является характеристика коня/лошади как религиозно-мифологического персонажа хакасов, имеющего хтоническую природу. Хронологические рамки работы ограничиваются рамками конца XIX–XX вв. Выбор таких временных границ обусловлен состоянием источниковой базы по теме исследования. В качестве источниковой базы послужили этнографические и фольклорные материалы, как опубликованные, так и вводимые в научный оборот. Среди фольклорных источников широко используются героические сказания (алыптығнымахтар), отрывки из которых впервые представлены в авторском переводе на русском языке. Ведущим в исследовании является принцип историзма, когда любое явление культуры рассматривается в развитии и с учетом конкретной ситуации. Методика исследования основана на историко-этнографических методах: пережитков (реликта), фольклорного и семантического анализа. По итогам исследования сделан вывод о том, что в культуре хакасов образ коня наделялся обширной и многообразной символикой. Он обладал статусом сакрального животного и имел прямое отношение к традиционным представлениям о смерти и потустороннем мире. Конь является проводником в потусторонний мир, а также атрибутом низших мифологических существ. Будучи хтоническим существом он наделяется рядом специфических признаков: различными телесными аномалиями, полиморфизмом, размером, сверхъестественными возможностями, связью с водной стихией и пр.
Ключевые слова: хакасы, традиционное мировоззрение, миф, ритуал, конь, хтонизм, нижний мир, демон
Библиография:
Ай Мирген. Алыптығ нымах (Героическое сказание на хак. яз.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1959. 135 с.
Айдолай. Героическое сказание (на хак. яз.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1963. 192 с.
Албынҷi (алыптығ нымах) // Алыптығ нымахтар (на хак. яз.). Абакан: Хак. обл. кн. изд-во, 1951. С. 13–98.
Алтын Тайҷы. Алыптығ нымах (на хак. яз.). Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1973. 148 с.
АМАЭС ТГУ – Архив Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета. № 677-4 а «Этнографическая экспедиция в Хакасию 1972 г. Тетрадь № 4». 41 л.
АМАЭС ТГУ – Архив Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета. № 680-8 а «Этнографическая экспедиция ТГУ в Хакасию. Июль 1974 г. Тетрадь № 8». 40 л.
АМКМ – Архив Минусинского краеведческого музея. Ф. 2. Оп. 3. Д. 51. Т. 2. «Рукопись Савенкова Ивана Тимофеевича. «Религиозные и магические основы устройства шаманских бубнов инородцев Минусинского округа» (археолого-этнографический очерк)». 1911. 168 л.
АМКМ – Архив Минусинского краеведческого музея. Ф. 2. Оп. 3. Д. 52 «Рукопись Савенкова Ивана Тимофеевича. “Религиозные и магические основы устройства шаманских бубнов инородцев Минусинского округа” (археолого-этнографический очерк)». 1911. Т. 3. 176 л.
АХКМ – Архив Хакасского краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова «Тенешев Н. С. Ӱзӱт чир (царство мертвых) по верованиям сагайцев». Июнь 1957 г. 29 л.
Бурнаков В. А. Традиционные представления хакасов о Нижнем мире (конец XIX – середина XX вв.) // Религиоведение, 2014. Т. 2. С. 30–44.
Бурнаков В. А. Конь в традиционной похоронной обрядности хакасов (конец XIX – середина XX в.) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 479. С. 89–99.
Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во ХГУ, 2003. 260 с.
Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан: Изд-во ХГУ, 2006. 253 с.
Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. 376 с.
Доможаков В. И. Хакасские загадки // Записки ХакНИИЯЛИ. Вып. 2. Абакан: Хак. обл. гос. изд-во, 1951. С. 60–84.
Ёксес-оол // Хакасские народные сказки. Новосибирск: Омет Принт, 2014. С. 403–423.
Иванов С. В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.; Л., 1955. Т. 16. С. 165–264.
Катанов Н. Ф. Письма Н. Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана. СПб., 1893. 114 с.
Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.
Майнагашев С. Д. Загробная жизнь по представлениям турецких племен Минусинского края // Живая старина, 1915. № 2. Вып. 2–3. С. 277–292.
Маковский М. М. Историко-этимологический словарь английского языка. Слово в зеркале человеческой культуры. М.: Издат. дом «Диалог», 1999. 416 с.
Мудрое слово. Сборник хакасских народных пословиц и поговорок и загадок. Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-во, 1976. 128 с.
Немой богатырь Хан Мирген // Сказания и легенды хакасов. Абакан: Дом литераторов Хакасии, 2013. С. 64–80.
Орел В. Е. Культура, символы и животный мир. Харьков: гуманитарный центр, 2008. 584 с.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009. 332 с.
Сиспектер (Загадки) // Алыптығ нымахтар (Богатырские сказания) (на хак. яз.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1951. С. 275–282.
Субракова О. В. Язык хакасского героического эпоса. Абакан: Хак. кн. изд-во, 2007. 164 с.
Хакасские народные тахпахи. Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1980. 132 с.
Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. Новосибирск: Наука, 1997. 479 с.
Хан Орба. Богатырское сказание, записанное от С. И. Шулбаева (на хак. яз.). Абакан: Хак. издат, 1989. 208 с.
Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. Абакан: ООО «Кн. изд-во “Бригантина”», 2015. 170 с.
Iкi ах ой хулун // Хан Мирген (на хак. яз.). Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1969. С. 117–208.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 102 — 117
Скачиваний: 217