Образ женщины в русской, татарской и хантыйской фразеологических картинах мира
DOI: 10.23951/2307-6119-2023-3-22-34
Большая часть фразеологизмов (ФЕ), номинирующих человека, не содержит указания на биологический пол обозначаемого лица. В русских ФЕ форма мужского или женского рода выражается флексией грамматически главного компонента, что обусловлено их грамматической природой. Однако эта форма, как правило, не является показателем пола и служит для называния как мужчины, так и женщины (кисейная барышня, белая ворона). ФЕ, характеризующих лиц обоих полов, в русском языке большинство. В незначительной части ФЕ возможно изменение рода грамматически главного компонента для называния лиц противоположного пола (змея подколодная – змей подколодный), редко происходит замена компонента с целью идентификации референта речевой ситуации (базарная баба / базарный мужик). В татарском и хантыйском языках категория рода отсутствует. Представлены результаты сопоставительного анализа ФЕ, характеризующих только женщину, в разносистемных языках. Несмотря на то, что ФЕ – это глубоко национальное явление, их анализ позволяет сделать вывод о совпадении признаков феминности и черт феминной модели поведения, номинированных этими единицами, в русской, татарской и хантыйской языковых картинах мира. Проблемы гендерной идентичности, гендерной дифференциации и их культурной обусловленности находятся в русле наиболее востребованных сегодня гуманитарных исследований, чем и определяется актуальность данной работы. Анализируются ФЕ, отражающие представления о женском начале, дана их классификация по семантике и коннотации. Феминно маркированные ФЕ в разных лингвокультурах характеризуют в основном физиолого-анатомические, интеллектуально-психологические и социально-аксиологические свойства женщины и «женского мира». При различиях в образной основе ФЕ, характеризующих женщину в принадлежащих языкам соседствующих народов, можно говорить о культурно универсальном подходе к оценке тех или иных качеств, признающихся сугубо женскими.
Ключевые слова: фразеологизм, фразеологическая картина мира, феминность, гендерные стереотипы, семантические свойства, образная основа фразеологизма
Библиография:
Арсентьева Е. Ф. Сопоставительный анализ фразеологических единиц, выражающих характер человека, в английском и русском языках: дис. … канд. филол. наук. Москва, 1984.
Газимова А. Х., Ярута А. В. Пороки характера человека во фразеологической картине мира // Ученые записки Крымского федерального ун-та имени В. И. Вернадского. Филол. науки. Том 2 (68). 2016. № 1. С. 138–144.
Гак В. Г. Национально-культурная специфика меронимических фразеологизмов // Фразеология в контексте культуры. Москва, 1999. С. 260–265.
Дементьева И. А. Антропоцентрический подход к исследованию когнитивной и лингвокультурной деятельности человека // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 15. 2013. № 2. С. 176–180.
Динисламова О. Ю. Репрезентация внешнего вида человека в аспекте рассмотрения эстетической категории «безобразное» (на материале фразеологизмов мансийского и русского языков // Ежегодник финно-угорских исследований. Т.13. 2019a. № 2. С. 343–355.
Динисламова О. Ю. Языковая репрезентация роста человека в мансийской и русской фразеологических картинах мира // Вестник угроведения. Т. 9. 2019b. № 1. С. 30–39.
Динисламова О. Ю., Динисламова С. С. Образ красивой женщины в мансийской и русской фразеологической картине мира // Вестник угроведения. Т. 9. 2019. № 2. С. 207–222.
Добровольский Д. О. Национально-культурная специфика во фразеологии // Вопросы языкознания. 1997. № 6. С. 48–57.
Ермакова Е. Н. Русские и татарские фразеологизмы с компонентом-зоонимом как источник лингвокультурной информации. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=37845123
Ермолаева М. В. Философский аспект гендерной фразеологии // Вестник ЧГПУ. Филология и искусствоведение. № 2. 2011. С. 206–213.
Коногорова А. В. Стереотипы восприятия концепта «женщина» в разноязычных культурах // Вестник ЧитГУ. Филологические науки. № 9 (66). 2010. С. 43–47.
Корина Н. Б. Родственные наименования в славянской фразеологии // Вестник славянских культур. 2015. № 4 (38). С. 128–138.
Кубрякова Е. С. Части речи в ономасиологическом освещении. Москва: Наука, 1978. 114 с.
Кульсарина Г. Г. Этнокультурные особенности зоонимов в башкирском языке (на материале фольклорных текстов) // Вестник Башкирского ун-та. Филология и искусствоведение. 2015. Т. 20. № 2. С. 548–541.
Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. Москва: Издат. центр «Академия», 2004. 208 с.
Молостова Е. П. Экспрессивный компонент семантики фразеологизмов-антропоцентризмов русского и французского языков: дис. … канд. филол. наук. Казань, 2000. 191 с.
Ратушная Е. Р. Семантическая структура фразеологизмов в процессе ее формирования и функционирования. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 223 с.
Стеванович С. В., Раевская Е. А. Нормативные представления о социальной роли женщины в русской культуре // Вестник КемГУ. Филология. № 2. 2008. С. 188–194.
Таджибова Т. Н., Быкова Л. В. Образ женщины в хантыйской лингвокультуре // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2018. № 1 (19). С. 123–131.
Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. Москва, 1996. 284 с.
Шагбанова Х. С., Саурбаев Р. Ж. Женщина в английских и русских паремиях и фразеологизмах в свете гендерного подхода // «История, культура, экономика Урала и Зауралья»: междунар. науч. конф. (12–13 ноября 2015 г.). Ханты-Мансийск, 2015. С. 121–126.
Шериева Н. Г. Кабардино-черкесские фразеологизмы, характеризующие человека // Языкознание. № 11. Ч. 3 (77). 2017. С. 182–185.
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 22 — 34
Скачиваний: 250