О прагматических особенностях текстов мифологической прозы алтайцев
DOI: 10.23951/2307-6119-2023-3-47-56
Статья посвящена прагматическим особенностям алтайских мифологических текстов в аспекте стратегии гармонизации. Данная гармонизация происходит по следующим направлениям: благодаря мифу человек адаптируется к окружающей действительности, миф выступает в качестве установки на координацию и согласование действий и отношения индивида к окружающему его природному миру; познание внешнего мира посредством мифа помогает индивиду осмыслить, сделать понятным («очеловечить») окружающую его действительность, нередко враждебную; мифологическое мировоззрение выступает в качестве системы базовых ориентиров, которые необходимы для интерпретации природных факторов и позволяют членам того или иного социума знать, каким образом следует построить свое поведение; мифы выступают в качестве установки, регулирующей и легитимирующей жизнь индивида и социума, поскольку в них содержатся объяснения и указания норм должного поведения и правильного восприятия окружающей действительности. Предложена типология тактик и приемов, используемых в текстах мифологической прозы алтайцев с целью гармонизации и упорядочения контекста восприятия реальности. Выделены различные тактики, используемые в текстах мифологической прозы алтайцев, в аспекте стратегии гармонизации, в частности утверждение, похвала, порицание, директивы, с помощью которых выражаются повествовательные императивы, а также тактики презентации, совета, похвалы/порицания и предостережения.
Ключевые слова: мифологическая проза алтайцев, стратегия гармонизации, коммуникативные тактики, мифотворчество, мифологическое мышление
Библиография:
Ачимова А. А. Растения Горного Алтая в обычаях и традициях алтайцев. Барнаул: ООО «Печатная компания АРКТИКА», 2012. 97 с.
Галанина Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры. М.: Академия естествознания, 2013. 130 с.
Казагачева З. С. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын»: аспекты текстологии и перевода. Горно-Алтайск: Горно-Алт. респ. тип., 2002. 352 с.
Леви-Стросс К. Структура и форма // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Изд. группа «Прогресс», 2000. С. 121–152.
Левкиевская Е. Е. Прагматика мифологического текста // Славянский и балканский фольклор. М.: Индрик, 2006. Вып. 10. Семантика и прагматика текста. С. 150–213.
Матвиенко Е. В. Языковая репрезентация образов восточноазиатской мифологии в англоязычных текстах: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2010. 16 с.
Минаева Л. В., Морозов А. Ю. Мифологизация рекламной коммуникации как прием воздействия на массовое сознание // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2009. № 3. С. 56–64.
Мифы народов мира. М.: Изд-во Махаон, 2022. 128 с.
Ойноткинова Н. Р. Мифологическая картина мира алтайцев: концепты, мотивы, сюжеты. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2021. 622 с.
Питина С. А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира. Челябинск: Челяб. гос. ун-т., 2002. 191 с.
Тармаева В. И. Герменевтические основы техники понимания вербальных текстов. М.: ООО «Флинта», 2019. 176 с.
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 47 — 56
Скачиваний: 205