Утка в мифологических воззрениях бурят
DOI: 10.23951/2307-6119-2023-4-76-83
Изучение представленческого комплекса о дикой фауне как части общей картины мира у народов России является одной из важных задач отечественной этнографии. В рамках решения этой задачи были проведены фундаментальные изыскания на материалах отдельных этнических групп (русских, вепсов и др.). В связи с этим остается актуальным осуществление дальнейших исследований по данной тематике с охватом культуры других народов. Одним из центральных орнитоморфных образов в традиционном мировоззрении многих народов Евразии является образ утки, что обусловлено обширным ареалом ее обитания и тем утилитарным значением, которое она имеет как объект мясной охоты. Данный образ многозначен и характеризуется амбивалентностью коннотации. В бурятской этнографии эта тема еще не была предметом исследования. Настоящая статья посвящается выделению образа утки в мифологических воззрениях бурят. Работа базируется на фольклорных, лингвистических и этнографических источниках. Основным методом, примененным в работе, является структурно-семиотический метод, позволяющий определить символику, которая отражает идеи об утке. Данная водоплавающая птица не относилась к категории сакральных, тотемных животных, и у бурят не было пищевого избегания ее мяса. Определено, что из двух бурятских названий утки – hоно и нугаhан – последнее представляет родовое обозначение птицы и имеет общемонгольское происхождение. Выделено, что в мифологических воззрениях бурят образ утки полисемантичен и имеет неоднозначную характеристику. Выяснено, что, по традиционным представлениям бурят, утка символизирует женское начало. Данная водоплавающая птица связывалась с двумя сферами обитания – небом и водой – и выполняла функцию посредника между ними. Ее образ был вписан в космогонические представления бурят о сотворении мира. В мифологии и фольклоре ей предписывали лечебную функцию. С уткой (турпаном) ассоциируется идея оборотничества человека в утку. Кроме того, прослеживается мотив обращения души покойника в нее. В народных приметах бурят отмечается негативная коннотация утки.
Ключевые слова: буряты, традиционное мировоззрение, дикая фауна, образ утки, фольклор
Библиография:
Бадмаев А. А. Образ собаки в традиционном мировоззрении и ритуале бурят // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 49. С. 30–43.
Бардаханова С. С. Малые жанры бурятского фольклора. Пословицы, загадки, благопожелания. Улан-Удэ, 1982. 208 с.
Беннигсен А. П. Легенды и сказки Центральной Азии. СПб., 1912. 168 с.
Большой академический монгольско-русский словарь: Монгол орос дэлгэрэнгүй их толь / под общ. ред. А. Лувсандэндэва и Ц. Цэдэндамба; отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001–2002. 2198 с.
Бурнаков В. А. Образ утки в традиционном мировоззрении хакасов // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы Годовой итоговой сессии ИАЭТ СО РАН, 2017. Т. XXIII. С. 471–473.
Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь / сост. К. М. Черемисов, Л. Д. Шагдаров: в 2 т. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2010. Т. I: А–Н. 636 с.
Бурятские народные сказки. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2002. 456 с.
Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.
Гэсэр. Бурятский народный героический эпос. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. Т. I. 288 с.
Дамдинов Д. Г. О верованиях ононских хамниган. Улан-Удэ: Соел, 1998. 90 с.
Коблик Е. А. Разнообразие птиц (по материалам экспозиции Зоологического музея МГУ). М.: Изд-во МГУ, 2001. Ч. 1. 384 с.
Краткий дагурско-русский словарь / сост. Г. Тумурдэй, Б. Д. Цыбенов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. 236 с.
Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): историко-этногр. материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан, 1983. 176 с.
Люцидарская А. А., Мелешко Е. М. Орнитологические сюжеты в религиозных представлениях и мифотворчестве народа манси // Зеркала культур: памяти А. М. Сагалаева. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. С. 140–151.
Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов / изд. А. Х. Элерт, В. Хинтцше. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 456 с. (Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов: VIII. I: Герард Фридрих Миллер. Этнографические труды. Часть 1).
Митрошкина А. Г. Бурятская антропонимия. Новосибирск: Наука, 1987. 222 с.
Напольских В. В. Миф о возникновении земли в прауральской космогонии: реконструкция, параллели, эволюция // СЭ. 1990. № 1. С. 65–74.
Поппе Н. Н. Монгольский словарь Мукаддимат Ал-Адаб. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. 566 с. (Тр. ИВ АН СССР; Т. XIV).
Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883. Вып. 4: Материалы этнографические. 1026 с.
Сказания бурят, записанные разными собирателями // Зап. ВСОИРГО. 1890. Т. 1, вып. 2. 160 с.
Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.
Хадахнэ К. Легенда о сотворении мира и человека (варианты кахинских бурят) // Жизнь Бурятии. 1926. № 1–3. С. 32–38.
Хальмг-орс толь. Русско-калмыцкий словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 765 с.
Хамниганско-русский словарь / отв. ред. Д. Г. Дамдинов. Иркутск: Оттиск, 2015. 364 с.
Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. Т. 3. 421 с.
Цыбиктаров А. Д. Бурятия в древности. История (с древнейших времен до XVII века). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. Вып. 3. 266 с.
Чжао Ц. Звери и птицы как символы в китайской культуре / Чжао Цзунфу, Лю Юнхун. Пекин: Шанс; СПб.: КАРО, 2013. 236 с. (Серия: Культура и история Китая: Символика китайской культуры).
Чувашская мифология: этнографический справочник. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018. 591 с.
Выпуск: 4, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 76 — 83
Скачиваний: 186