Трансформация фольклорных сюжетов и обрядовых традиций ненцев и хантов озера Нумто в первой четверти XXI в.
DOI: 10.23951/2307-6119-2023-4-95-102
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (ХМАО – Югре) проживает около 1,5 тыс. лесных ненцев. Эта этническая группа включает в себя более мелкие локальные образования со своим отдельным говором и традициями. Смешавшись с соседними численно превосходящими их группами хантов, с которыми у них в настоящее время много общих черт в культуре, они сохранили свое этническое самосознание, особенности мировосприятия. В марте 2023 г. состоялась поездка автора в деревню Нумто, расположенную на берегу одноименного озера – одного из самых почитаемых священных мест коренных народов Югры и Ямала, а также территорией тесного межэтнического взаимодействия лесных ненцев и казымских хантов. Собранные данные свидетельствуют не только об активном бытовании здесь народных традиций, но и дают возможность увидеть происходящие в них изменения, прежде всего в сакральной сфере, имеющей достаточно консервативный характер. Основу фольклорных материалов составили разнообразные легенды о происхождении этого «небесного, божественного» озера и его священного острова. Подвижность фольклорных сюжетов обусловлена вариативной природой народного творчества, для их изучения использованы как полевые записи автора, так и данные, зафиксированные ранее другими исследователями, что позволяет проследить вариативность легенд о Нумто. Интерес представляет последовательность трансформаций фольклорного сюжета о жертвоприношении юноши на святом острове со второй половины XX в. и до сегодняшнего дня, которые свидетельствуют о сглаживании межэтнических противоречий между породнившимися группами: нумтовскими ненцами и казымскими хантами. Их культурному сближению способствовал также культ Казымской богини, одинаково почитаемой ими. В окрестностях Нумто в обрядовой сфере значительную роль играет ритуал жертвоприношения, который совершается не только местными жителями, но и представителями других этнических групп ненцев и хантов, приезжающих для поклонения местным святыням. В настоящее время наблюдаются послабления, вплоть до снятия запрета на посещение святого острова для женщин-ненок и хантыек, состоящих в родственных связях с ненцами. Причина – передача им одной из функций при разделке жертвенного оленя. В среде казымских хантов табу на посещение святого острова, существовавшее в прошлом для всех независимо от пола, также частично утрачивает свою силу. В рассматриваемом хантыйско-ненецком культурном симбиозе наиболее заметны изменения в традициях ненцев, в то время как в культуре казымских хантов они носят более скрытый характер.
Ключевые слова: лесные ненцы, казымские ханты, хантыйско-ненецкие межэтнические связи, трансформация традиций, фольклорные сюжеты, Нумто, обряды жертвоприношений, святые места
Библиография:
Волдина Т. В. Отражение многокомпонентности культуры казымских хантов в фольклорных материалах о богине Вут-ими // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2021. № 4. С. 111–123.
Волдина Т. В., Ледков В. К. Хантыйско-ненецкие шаманские традиции: опыт сопоставления // Культурные и филологические аспекты генезиса и трансформации исторических общностей коренных народов Югры. Вып. 3. Тюмень: Сити-пресс, 2015. С. 5–25.
Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.
Головнёв А. В. Смотрящий за миром // Самодийцы. Материалы IV Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (10–12 декабря 2001 г., Тобольск). Тобольск – Омск: ОмГПУ, 2001. С. 33–36.
Дмитриева Т. Н. Топонимия бассейна реки Казыма. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005. 580 с.
Зенько М. А. Об общих чертах в мировоззренческой традиции хантов и лесных ненцев // Обские угры. Материалы II Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (12–16 декабря 1999 г., Тобольск). Тобольск – Омск: ОмГПУ, 1999. С. 183–184.
Зенько-Немчинова М. А. Сибирские лесные ненцы: историко-этнографические очерки. Екатеринбург: Баско,2006. 272 с.
Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. 136 с.
Молданов Т. А. Обряд, проводимый перед гоном оленей у хантов и ненцев р. Казым // Обские угры: научные исследования и разработки: материалы Всероссийской научной конференции VII Югорские чтения. Ханты-Мансийск, 2008. С. 125–127.
Молданов Т. А., Молданова Т. А. Боги земли Казымской. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. 114 с.
Сказки Татвы: сборник фольклорных произведений на лесном диалекте ненецкого языка / сост. Татва и Алла Логаны. Вып. 1. Ханты-Мансийск, 2016. 212 с.
Тучкова Н. А. Этническая история и фольклор селькупов: проблема корреляции данных // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2020. Т. 40, № 1–2. 414 с.
Тучкова Н. А., Шкуркина Н. А. «Я спою вам свои песни…» (фольклорные произведения певца-сказителя В. С. Айваседа) // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого: сб. ст. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. Вып. 2. С. 244–259.
Харючи Г. П. Священные места в традиционной и современной культуре ненцев. СПб.: Историческая иллюстрация, 2013. 160 с.
Выпуск: 4, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 95 — 102
Скачиваний: 247