Формирование религиозной терминологии коми православного движения бурсьылысьяс
DOI: 10.23951/2307-6119-2024-1-77-86
В число значимых маркеров конфессиональных групп входят особенности вероучения, религиозные практики и нормы поведения, набор и интерпретации которых могут отличаться в зависимости от того, используются они для самопрезентации или идентификации. Осмысление собственной веры как истинной, спасительной находит отражение в религиозной терминологии, зачастую становится определяющим фактором появления конфессионимов. В статье анализируются семантические и прагматические компоненты самоназваний и ключевых религиозных терминов коми православного движения бурсьылысьяс (досл. ‘добра/блага певцы’), бытовавшие в начале XX в. Исследование основано на архивных и опубликованных материалах первой половины XX в. Движение бурсьылысьяс возникло в начале XX в. в коми селах на верхней Вычегде. Главным элементом религиозных практик были беседы, в ходе которых исполнялись религиозные песнопения на коми языке, проходившие под руководством местного крестьянина Стефана Ермолина, а после его смерти под руководством других мирян. Религиозная терминология коми православного движения бурсьылысьяс представляет собой пример самоидентификации через указание на коллективные обрядовые действия. Самоназвания и названия религиозных практик бурсьылысьяс отражали религиозно-этические представления о «благе, добре» (бур), подчеркивали особый статус последователей Стефана, их высокую оценку собственного учения. Номинации лидера и его последователей – бурвисьталысь ‘добро говорящий’/буркывзысьяс ‘добро слушающие’ – не только отражали конкретные признаки и обрядовые действия, но и имели дополнительные символические значения, обозначая статусы религиозного лидера и его последователей. В середине 1920-х гг. происходит изменение самоназвания группы, демонстрирующее не только значимость личности С. Ермолина для религиозного сообщества, но и переосмысление последователями собственной роли после смерти религиозного лидера.
Ключевые слова: бурсьылысьяс, религиозная терминология, религиозные практики, конфессионимы, коми
Библиография:
Вендина Т. И. Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры (концепты Добро и Зло) // Славянский альманах 2003. М.: Индрик, 2004. С. 430–475.
Власова В. В. Христианское просвещение в зырянских приходах Вологодской епархии: беседа и церковная проповедь на родном языке // Этнографическое обозрение. 2017. № 1. С. 183–195.
Власова В. В. «Слово по случаю вступления на паству» А. А. Куратова: к истории церковной проповеди на коми языке // Историческое произведение как феномен культуры: материалы X Международной научной конференции / отв. ред. А. Ю. Котылев, А. А. Павлов. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. П. Сорокина, 2016. С. 172–179.
Вологжанин. Новый «братец» Стефан Вологодский: материалы для истории новейшего мистического сектантства. СПб.: Издание М. В. Скворцова, 1912. 19 с.
Гагарин Ю. В. Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1971. 255 с.
Гагарин Ю. В. «Бурсьылысь» как местная разновидность православия в Коми крае // Этнография и фольклор / отв. ред. Л. Н. Жеребцов. Сыктывкар: Коми филиал АН СССР, 1976. С. 60–74 (Труды Института языка, литературы и истории. Вып. 17).
Исхаков Р. П. Этапы генезиса кряшенской (крещено-татарской) этноконфессиональной идентичности // Манускрипт. 2021. Т. 14, № 1. С. 50–54.
Коми сёрнисикас кывчукöр. Словарь диалектов коми языка: в 2 т. Сыктывкар: Кола, 2012. Т. I: А–О. 1096 с.
Лимеров П. Ф. Рукописный памятник коми-зырян Соборный чин: поучение и основы вероучения // Quaestio Ros¬sica. 2020. Т. 8, № 1. С. 56–70.
Лимеров П. Ф. Памятник литературы Верхней Вычегды: Сӧбирайтчӧм рад – Соборный чин // Арт (Лад). 2022. № 3 (99). С. 25–55.
Лыткин Г. С. Зырянско-русский словарь // Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык. Санкт-Пе¬тербург: Типография Императорской академии наук, 1889. С. 43–112.
Лыткин Г. С. Русско-зырянский словарь. Составлен по рукописному словарю Н. П. Попова. Л.: Изд-во АН СССР, 1931. 360 с.
Львов А. «Нежные псалмы»: этническое и религиозное в культуре русских иудействующих // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 3 (33). C. 100–120.
Мельникова Е. А. «Воображаемая книга»: очерки по истории фольклора о книгах и чтении в России. СПб.: Изд-во Европ. Ун-та в С.-Петербурге, 2011. 182 с.
Никитина С. Е. Конфессиональные культуры и их территориальные варианты (проблемы синхронного описания). М.: Институт наследия, 2013. 312 с.
Никифор арх. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия: в 4 вып. Труд и издание архим. Никифора. Вып. 1. А–Е. М., 1891. 248 с.
Пастырь-проповедник. Живое слово пастыря // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1909. № 17. С. 403–415.
Подюков И. А. Христианские реминисценции в живой речи (на материале старообрядческих говоров Прикамья) // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 4. С. 318–334.
Терюков А. И. Из истории перевода Священного Писания на язык коми-зярын (П. И. Савваитов и Г. С. Лыткин) // Христианство в регионах мира: сборник статей / отв. ред. Т. А. Бернштам, А. И. Терюков. СПб.: Наука, 2008. С. 229–245.
Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А. П. Лопухина. Т. 11. СПб.: Тип. Монтвида, 1913. 609 c.
Феофан-затворник. Толкование Посланий св. апостола Павла к колоссаем и к Филимону. М.: Унив. тип. М. Каткова, 1880. 296 с.
Черных А. В. Народная терминология старообрядческих согласий в русских традициях Прикамья: бегуны (странники) // Традиционная культура. 2018. Т. 19, № 5. С. 97–109.
Чувьюров А. А. Гендерные отношения в религиозно-мистических сообществах (на примере коми этноконфессионального движения бурсьыласьяс) // Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы научной конференции. СПб.: Алетейя, 2001. С. 76–84.
Чувьюров А. А. Рукописные традиции вычегодских коми // Русский Север: Аспекты уникального в этнокультурной истории и народной традиции. СПб.: МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2004. Вып. 6. С. 385–415.
Chuvyurov A., Smirnova O. Confessional factor in the ethno-cultural processes of the Uppet-Vychegda Komi // Pro Ethnologia. 15. Multiethnic Communities in the Past and Present. Tartu, 2003. P. 169–196.
Koosa P., Leete A. Revolt of Grannies: the Bursylysyas Komi Folk Orthodox Movement // Journal of Ethnology and Folkloristics. 2011. № 5 (1). Р. 45–61.
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 77 — 86
Скачиваний: 177