Образ змеи в башкирской топонимии
DOI: 10.23951/2307-6119-2024-4-23-30
«Змеиные» географические названия получили довольно широкое распространение в башкирской топонимии. В статье предпринята попытка раскрытия мотивов номинации таких онимов и объяснения их происхождения. Наличие «змеиных» названий в башкирской топонимии связано прежде всего с местом обитания змей, где отмечается их обилие. В названиях рек, связанных с образом змеи, мотивом для номинации послужила также образная ассоциация, связанная со скольжением, ползанием змеи: река, ее течение в народном видении ассоциируется с ползущей змеей. Присутствие в топонимии образа змеи имеет связь также с древними верованиями башкир, с их мифологией, где змея занимает важное место. Как показывают материалы анализа, в мифологии башкир образ змеи связывается с женским началом, жизнью, плодородием и водой, рекой, озером, поэтому «змеиные» имена носят в основном водные объекты. В народном сознании эти объекты имеют мелиоративную или пейоративную оценку. Поэтому в башкирской топонимии можно выделить священные места и, соответственно, плохие места. Как видно из мифологии башкир, змея как тотемное животное служит ориентиром в бесконечном пространстве, она способна найти источник питьевой воды. Змея как тотем является этническим названием башкирского рода йылан, поэтому «змеиные» названия закрепились в башкирской этногидронимии и они относятся к священным местам. В башкирской мифологии образ змеи связывается не только с жизнью, но и со смертью, а водные объекты, названные его именем, относятся к плохим местам. Пейоративные названия в башкирской гидронимии связаны с образами иранской мифологии как Аждаһа, Ажи, Ажай ‘дракон, ‘чудовище’. В народных верованиях эти образы обитают в озерах, болоте, вода которых непригодна для питья. Следовательно, эти объекты относятся к дурным местам в башкирской топонимии.
Ключевые слова: топонимика, башкирская топонимия, образ змеи, мелиоративные топонимы, пейоративные топонимы
Библиография:
1. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика. М.: Наука, 1997. 800 с.
2. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 г. Харьков, 1956. 438 с.
3. Илимбетова А. Ф., Ахмадиев Ф. В. Тотемистический праздник змеи в мифоритуальной традиции башкир // Проблемы востоковедения. 2021. № 1 (91). С. 48–54.
4. Бухарова Г. Х. Имена мифических первопредков в ономастическом пространстве башкирского эпоса «Урал-батыр» // Фольклор и фольклористика ХХI в.: актуальные направления и перспективы исследовательских практик: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Уфа, 2023. С. 56–64.
5. Илимбетова А. Ф. О культе змеи у башкир // Бельские просторы. 1999. № 11. С. 169–174.
6. Урал батыр. Башҡорт халыҡ ҡобайыры = Урал-батыр. Башкирский народный эпос = Ural-batur. Bashkort Folk Epic. 2-е изд., стер. Уфа: Информреклама, 2005. 468 с.
7. Топоров В. Н. Животные // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 440–449.
8. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. М.: Республика, 1994. 384 с.
9. Хан В. С. Структура практики и способ мышления эпохи первобытной родовой общины // Вестник МГУ. Серия: Философия. 1993. № 1. С. 83–91.
10. Элиаде Мирча. Священное и мирское. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 144 с.
11. Брагинский И. С. Заххак // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. С. 462–463.
12. Этимологический словарь иранских языков. Т. 1. М.: Восточная литература, 2000. 327 с.
13. Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М.: Восточная литература, 2004. 286 с.
14. Брагинский И. С. Ажи // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. С. 5.
15. Ахметьянов Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М.: Наука, 1981. 144 с.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 23 — 30
Скачиваний: 4