Поиск
Warning: Undefined array key "4594//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "4594//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4594//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4594//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4594//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4594//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | На основе авторских полевых материалов и церковных правил Кормчей книги исследуется тема супружеских отношений у русских староверов-беспоповцев (поморцев), проживающих в Усть-Цилемском районе Республики Коми. В статье анализируется народная терминология, отражающая гениталии мужчины и женщины, вариативность обозначений соития, определявшаяся крестьянским пониманием о процессе с позиции оценочного суждения как «праведном» и «неправедном» деле; традиционная поэзия пестования детей, связывавшаяся с идентификацией пола и «открыванием» половых органов младенцев. Особое внимание обращено рождению внебрачных детей, объяснявшемуся игнорированием староверов церковного венчания, сравниваемому с осквернением жизни, считавшемуся неизмеримо большим грехом, чем плотское сожитие в «антихристово время». Ключевые слова: русские, староверы, супружеские отношения, пестование детей, внебрачные дети, обряд | 1226 | ||||
2 | В статье рассматриваются духовные традиции и бытовые регламентации староверов-беспоповцев, проживающих в Усть-Цилемском районе Республики Коми. Определяется специфика формирования, сохранения и эволюции семейных традиций, направленных на воспитание религиозной личности, сплоченности семьи и общины, упрочения этнокофессиональной группы в целом. Подробно описываются и анализируются важнейшие символы культуры староверов – книги, иконы и отношение к ним домочадцев. Особое внимание обращено на роль и значение этнических традиций в жизни семьи. Ключевые слова: русские староверы, Усть-Цильма, традиции, обычай, книга, семья, иконы, молитвы | 955 | ||||
3 | В статье рассматривается религиозно-нравственный феномен гостеприимства в картине мира у русских староверов-беспоповцев Усть-Цильмы, проживающих в нижнем течении р. Печоры в Республике Коми. Источником к написанию работы послужили этнографические полевые материалы, собранные автором в Усть-Цилемском районе Республики Коми и корпус усть-цилемских фразеологизмов, пословиц, присловий, выявленный из словарей. Как концепт культуры гостеприимство широко представлено в паремиях, где аллегорически раскрываются ситуации, связанные с гостеприимством, осмысляются нормы, установки и предписания в поведении контактирующих сторон, раскрывается значение гостевых контактов в установлении и поддержании социальных связей. По заявленной теме представлены и проанализированы термины, выражения, характеризующие хозяев и гостей в зависимости от различных ситуаций (гостеприимность — негостеприимность, встреча — прощание и др.). В статье раскрывается, что гостеприимство имело большое воспитательное значение, ознакомление детей с нормами гостеприимства строилось не только на личных наблюдениях и примерах, но и с привлечением устойчивых выражений и текстов. Исследование показало, что гостевое общение сплачивало не только родственников, но и представителей общины в целом. Выявлено, что несмотря на известную закрытость староверов-беспоповцев, они проявляли дружелюбие и взаимопонимание к представителям других конфессий, предоставляли им кров и еду. В картине мира русских староверов-беспоповцев Усть-Цильмы гостеприимство имело важное значение в сохранении и развитии непреходящей ценности их бытия. Ключевые слова: русские староверы, гостеприимство, паремия, странник, гость, хозяин, угощение | 490 | ||||
4 | . | 357 | ||||
5 | На примере локальной традиции нижнепечорских староверов-беспоповцев описываются особенности позднего бытования погребально-поминальных причитаний в Усть-Цилемском районе Республики Коми. В исследовании обращается внимание на достаточно позднее изучение причети фольклористами. Сбор причетов производился разными исследователями не систематически. Записи 1929 г. были опубликованы с комментарием лишь в 2013 г., еще одна крупная публикация текстов, собранных в 1942 г., относится к 1962 г. С разной степенью полноты причеты публиковались и в других сборниках. Преимущественно в XXI в. появляются и аналитические статьи. В настоящей статье причетная традиция рассматривается с позиции этнографического исследовательского похода, главное внимание обращается на функционирование жанра, место и роль причетов в погребально-поминальном обряде в конце XX – начале XXI в. Описываются факторы, способствовавшие приобщению причитальщиц к традиционной плачевой культуре. Приводится обрядовая терминология, устойчивые выражения, являющиеся наименованием плачей, свидетельствующие об их исполнении, а также лексика, представленная в плачах метафорическими заменами, эпитетами. Анализируется значение регулирования исполнения плачей относительно времени суток, а также рассматривается ограничение их исполнения по отдельным возрастным и социальным группам. Обращается внимание на локальную особенность исполнения плачей по усопшим, которые прижизненно проявляли неуважение к некоторым представителям семьи и являлись обидчиками, – посредством плача выражались недоброжелательные поступки и действия умершего человека. Статья написана на основе полевых материалов, собранных автором в разные годы в усть-цилемских селах и деревнях, на опубликованных материалах и архивных источниках, хранящихся в Научном архиве Коми НЦ УрО РАН. Ключевые слова: староверы-беспоповцы, погребально-поминальные причитания, плач, плачея, народная терминология, устный рассказ, обрядовая лексика | 287 |