Поиск
Warning: Undefined array key "5705//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "5705//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Современные процессы глобализации ускоряют угрозу исчезновения языков коренных малочисленных народов Севера. В сегодняшних условиях активного развития би- и полилингвизма проблема сохранения и развития исчезающих языков северных народов особенно актуальна. В этих реалиях необходимо использовать благоприятные возможности владения двумя и более языками. В статье представлено описание фрагмента коллективного речевого портрета детей в контексте дву- и полиязычия. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы ученых-лингвистов, посвященные проблемам речевого портрета, языковой личности. Материалом послужили результаты исследований, проведенных в 3 регионах Российской Федерации, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: эвены, эвенки, долганы, ненцы, ханты, селькупы и др. Всего исследованием было охвачено 253 респондента, представляющие три группы: учащиеся, учителя и родители. При создании фрагмента речевого портрета выявлены социокультурные, социолингвистические, психологические, этнолингвистические факторы, влияющие на развитие устной и письменной речи детей. Проведен анализ аудиозаписей устной речи (диалогические и монологические высказывания) и письменных работ. Для наиболее полного описания речевого портрета был использован комплексный подход с привлечением социально-психологических характеристик, описания речевых уровней владения устной и письменной речью (на материале использования различных синтаксических конструкций) и особенностей речевого общения в семье, школе, с друзьями. Выбор комплексного подхода обоснован тем, что он содействует представлению речевого портрета, отражающего уникальную картину детского речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях. Ключевые слова: родные языки, коренные народы Севера, устная, письменная речь, речевой портрет, двуязычие, полиязычие | 778 |