Поиск
Warning: Undefined array key "3179//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "3179//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3179//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3179//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3179//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Статья посвящена описанию процесса исследования нганасанского шаманства начиная с XVIII в. и до наших дней. Рассматриваются посвященные шаманству труды отечественных и зарубежных этнографов, языковедов, музыковедов. Ключевые слова: нганасаны, шаманство, шаманские ритуалы, шаманские верования, исследователи шаманизма | 1571 | ||||
2 | Анализируются основные образы в культуре самодийских народов, связанные с бубном: бубен-олень, бубен-лодка, бубен-Вселенная, бубен-год, бубен-неделя, бубен-облако, а также описываются индивидуальные осмысления бубна шаманами. Этнологические и этномузыковедческие материалы интерпретируются в русле культурной географии, что позволяет углубить понимание образных значений бубна. В качестве звучащего фоноинструмента бубен рассмотрен как ритуальный атрибут шамана, особое внимание уделяется мировоззренческим свойствам звука и звучания. Бубен как источник звука, безусловно, является «живым» (имеющим горло, имеющим язык бубном-оленем). Звучание как атрибут движения связано с представлением о многоголосной песне и звучании бубна, «поднимающих шамана» и помогающих ему лететь. Статья основана на опубликованных источниках и полевых материалах автора, зафиксированных от Д. Д. Костеркина в 1990 г. Ключевые слова: самодийские народы, нганасаны, ненцы, энцы, селькупы, музыкальный инструмент, фоноинструмент, шаманский бубен, образ бубна-оленя, культурная география, геокультурный образ | 1464 | ||||
3 | В статье освещается процесс изучения музыкального фольклора чукчей, начиная с первых упоминаний в материалах путешественников XVIII–XIX вв. и до нашего времени. Особое место уделено трудам этнографов XIX–ХХ вв., в которых музыка характеризуется как неотъемлемая часть этнической культуры. В статье учитываются данные археологии, религиоведения, филологии, искусствоведения, культурологии и др. Музыковедческое изучение фольклора чукчей началось в ХХ в. с нотных записей Е. Широкогоровой, звуковых фиксаций Е. Гиппиуса и З. Эвальд, C. Магид, П. Коллара, публикаций 1960–1970-х гг. Х. Нарвы и В. Лыткина. Этномузыковедческое изучение связано с работами И. Бродского (Богданова), Ю. Шейкина, О. Добжанской, Ж. Дьячковой и др., публикациями звучащих образцов А. Лекомта, К. Танимото и др. Ключевые слова: чукчи, палеоазиатские народы, музыкальный фольклор, музыкальная этнография, изучение музыки чукчей | 3168 | ||||
4 | Юкагиры – малочисленный народ, насчитывающий 1603 человека (по данным Всероссийской переписи 2010 г.). В статье производится описание процесса изучения музыкального фольклора двух сохранившихся локальных групп этноса – одулов (верхнеколымских юкагиров) и вадулов (нижнеколымских) юкагиров. Первые известия о музыкальной культуре юкагиров появляются в трудах путешественников и миссионеров, участников экспедиций XVIII–XIX вв., изучавших Колымский край (Ф. Ф. Матюшкина, С. И. Мицкевича, М. С. Вруцевича, А. Е. Дьячкова, В. Г. Богораза). Важное значение для изучения музыкальной культуры имеют юкагироведческие труды В. И. Иохельсона, содержащие обширный этнографический, словарный и фольклорный материал по верхнеколымским юкагирам. Иохельсон описал пиктографические письмена на бересте шангар шорилэ, имеющие отношение к песенной традиции. В ХХ в. значимыми для изучения юкагирской культуры являются труды Е. А. Крейновича. А. Н. Лаптев опубликовал ряд фольклорных текстов, собранных в 1959 г. экспедицией СОАН СССР. Хореограф М. Я. Жорницкая на основе собранных в 1959 и 1964 гг. материалов описала круговые и подражательные танцы. Собирание и исследование собственно музыкального фольклора юкагиров началось в начале 1960-х гг. усилиями композиторов и музыковедов (Г. А. Григорян, Э. Е. Алексеев, Г. Н. Комраков). В 1973 г. музыковед И. А. Бродский записал образцы музыкального и танцевального фольклора, зафиксировал несколько фоноинструментов и наигрышей, произвел первичное теоретическое осмысление интонационной практики. Музыковед Т. С. Шенталинская собрала образцы песенно-лирических импровизаций (андыльщин), характерных для русских старожилов и юкагиров Нижней Колымы. Начиная с 1980 гг., постоянную работу по сбору и публикации музыкального фольклора юкагиров вели Т. И. Игнатьева и Ю. И. Шейкин. В 1980–1990-е гг. записи юкагирского фольклора осуществляли К. Танимото и Т. Миллер. Лингвист С. Оде на основе собственных полевых материалов 1990–2000-х гг. исследовала интонацию юкагирской речи. Уникальная музыкальная культура юкагиров принадлежит к исчезающим музыкально-фольклорным традициям и нуждается в скорейшем изучении. Ключевые слова: Коренные малочисленные народы Севера, юкагиры, одулы, вадулы, музыка, музыкальный фольклор | 1172 |