Поиск
Warning: Undefined array key "5839//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "5839//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5839//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5839//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Нормативно-правовая культура является важной частью культурного наследия любого народа. Монгольские и шире – тюрко-монгольские народы обладают древними традициями правосознания, которые формировались в контексте традиционной культуры охотников, кочевников-скотоводов, воинов. Особый пласт традиционной нормативно-правовой культуры кочевников и охотников, пропитанной шаманистскими воззрениями составляют магические приемы и сакральные предметы. Совокупность таких предметов довольно широка и разнообразна – в нее входили метеориты («небесные стрелы»), почитаемые животные и части их тел, разные виды оружия. Комплекс традиционных представлений, запретов, обычаев и обрядов, можно охарактеризовать как меры, направленные на борьбу с правонарушениями и способствующие защите интересов в споре сторон. В данной статье внимание уделено магическим приемам и средствам, направленным на борьбу с воровством в среде кочевников. Ключевые слова: обычное право, религиозные воззрения, кража, почитаемые животные, волк | 957 | ||||
2 | Главное предназначение человека в любой культуре, в том числе и в культуре кочевников Внутренней Азии- продолжение рода. Нормой традиционного общества была жизнь его членов в семье, в окружении детей и внуков. В данной статье предпринята попытка аккумулировать известный материал, отражающий особенности репродуктивной культуры тюрко-монгольских народов Внутренней Азии, представителей преимущественно кочевой культуры, ее развитие вплоть до начала ХХ в. Исследовательский интерес был сфокусирован на базовых представлениях и действиях, программирующих будущее семейное благополучие молодых членов кочевого общества. Внимание было также уделено проблеме внебрачных связей девушек и женщин в среде тюрко-монгольских народов Внутренней Азии, как важной категории репродуктивной культуры. Сравнительно-исторический и сравнительно-типологический анализ мировоззрения, обрядовой сферы и правовой культуры кочевников позволили выявить общий мировоззренческий пласт, формировавший представления о необходимости брака и о греховности одиночества. Люди не вступившие в брак, либо оставшиеся бездетными становились изгоями в обществе. С ними связывался целый ряд негативных представлений и примет, включая воззрения о превращении незамужних бездетных женщин после смерти в злых духов, вредящих женщинам и детям. Исследование проблемы целомудрия в кочевой среде показывает расхождение взглядов и обычаев традиционного общества с этическими нормами, отраженными в правовой культуре Монгольской империи и сменивших ее в последующем политических образований. Наибольшей строгостью отличались законы Монгольской империи. В процессе дальнейшего развития монгольского права отмечается смягчение наказаний за незаконные сексуальные отношения, наряду с растущей лояльностью общества к внебрачным связям и рождению внебрачных детей. Причиной такой ситуации стал, на наш взгляд, гендерный дисбаланс, сложившийся в кочевом обществе к XVII – XIX вв., высокая смертность женщин репродуктивного возраста и детей. В этой связи, сценарий репродуктивного поведения в культуре монгольских народов стал ориентирован на рождение детей без каких-либо ограничений. Ключевые слова: Внутренняя Азия, тюрко-монгольские народы, репродуктивная культура, традиционное мировоззрение, внебрачные связи | 709 | ||||
3 | Данная статья продолжает исследования этнической истории и этнических процессов, происходивших в пространстве Внутренней Азии. Комплексный сравнительно-сопоставительный анализ этнического состава тюркских и монгольских народов Сибири, с привлечением источников российского административного управления позволили подробно проанализировать родоплеменную структуру якутской и бурятской общностей. Исследование массива якутских и бурятских этнонимов позволили выделить четыре этнонима, на примере которых хорошо прослеживаются разностадиальные этнические связи Байкальского и Ленского регионов. Этнонимы отражают участие бурятского пласта в этногенезе якутов, на что указывает бурятская форма словообразования. В то же время через призму бурятского пласта в этногенезе якутов просматриваются более ранние связи предков якутов с населением Саянско-Хубсугульского региона — в монгольское время (салжиут). Выявленные в якутской среде этнонимы обнаруживают также и связи с ойратами. Лингвистическая реконструкция якутских этнонимов позволила установить участие в этногенезе якутов средневековых ойратской общности — өлөт. Косвенно выявляются также связи с другими регионами Монгольской империи — отражением этих средневековых связей, на наш взгляд, является присутствие в среде бурят этнонимов хангин и сартул, относительно которых предполагается, что это омонголенные кыпчаки и жители Средней Азии, влившиеся в ранне-бурятскую общность. Результаты исследования отражают сложность этнических процессов протекавших в среде монгольских и тюркских кочевников Евразии. Полученные данные способствуют уточнению этнического состава населения как Монголии, так и Бурятии и Якутии. Ключевые слова: Внутренняя Азия, тюрко-монгольские народы, этногенез, фонетическая реконструкция, фольклор, этноним | 632 |