МУЗЕЙНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
DOI: 10.23951/2307-6119-2019-1-113-123
Статья посвящена анализу термина «музейная антропология» и определению основных направлений применения данной субдисциплины в современном менеджменте музеев и галерей. Сегодня музеи сталкиваются с новыми задачами, связанными с новым видением музейного функционала, и далеко не всем музеям удается быстро адаптироваться к существующим условиям. Кризис этнографических музеев является лишь частным проявлением общего музейного кризиса. Возрастает необходимость в антропологическом инструментарии для понимания собственного посетителя: от его мотиваций до социальных интеракций в музейном пространстве. Основываясь на базовых связях между антропологией и музейным делом, а также новых вызовах, вставших перед музейной сферой, автор предлагает по-новому взглянуть на музейную антропологию и её задачи, значительно расширяя как сам термин, так и сферу применения антропологического знания в музейном деле. Статья рассматривает следующие ключевые направления в музейной антропологии: управление персоналом и изучение профессионального музейного социума; антропологическое исследование музейного посетителя и понимание музейного пространства как специфического поля; адаптация музейных пространств, исходя из антропологического взгляда на музейное посещение; формирование сообществ; выстраивание отношений с этноконфессиональными группами; социокультурное проектирование в музее. Подобное взаимодействие может быть полезно как музеям, большая часть проблем которых сегодня так или иначе связана с непониманием важности антропологических факторов, так и антропологии, поскольку музей остается одной из ключевых площадок для популяризации научного знания.
Ключевые слова: музеи, музеология, музейная антропология, социокультурная антропология, музейное проектирование, социокультурный менеджмент, миграции, этнографический музей
Библиография:
Адизес И. К. Размышления о менеджменте / Пер. с англ. М. Ишковой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 256 с.
Батюта Е. А., Каменский С. Ю., Рамзина С. А. «Музейная антропология»: конструирование идентичности посетителя во взаимодействии с новым музеем // Вестник Гуманитарного университета. – 2014. – № 1. – С. 177–188.
Браун Д., Итске К. Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 240 с.
Вишина Г. В. Антропологические принципы и методы музейной педагогики // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Материалы V Международной научно-практической конференции / отв. ред. Э. П. Комарова. – М., 2017. – С. 234–236.
Вульф К. Антропология: История, культура, философия / Пер., послесл. и коммент. Г. Хайдаровой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – 280 с.
Гнедовский М. Б. Музейная коммуникация и ритуал // Некоторые проблемы исследований современной культуры: Сб. науч. тр. НИИ культ. – М., 1987. – С. 39–43.
Гринько И. А. Доступные ограничения: «трудное наследие» в экспозиционном пространстве // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: Мат-лы III Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 9–12 октября 2017 г.) / отв. ред. В. А. Ламин, О. Н. Шелегина, Г. М. Запорожченко. – Новосибирск: Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, 2017. – С. 169–172.
Гринько И. А. Смуты и институты // Музей. – 2018. – № 1–2. – С. 2–6.
Гринько И. А., Шевцова А. А. «Реанимируя Андерсона»: музей и карта в формировании современных идентичностей // Культурологический журнал. – 2015. – № 1 (19). – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/315.html&j_id=22 (дата обращения 29.05.2018)
Дукельский В. Ю. Музейный социум // Музей и личность. – М.: Российский ин-т культурологии, 2007. – С. 80–93.
Дукельский В. Ю. Новый диагноз как стимул к выздоровлению // Мир музея. – 2017. – № 11. – С. 17–19.
Ипполитова А. Б. Исследование музейного фольклора: к постановке проблемы // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 13. Традиционная культура современного города / сост.: М. Д. Алексеевский, В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова. – М.: Тип. Россельхозакадемии, 2010. – С. 272–286.
Козлова Н. Н. Советские люди. Сцены из истории. – М.: Европа, 2005. – 544 с.
Кузнецов А. А. Антропология современного провинциального музейного сообщества (на примере историко-краеведческих музеев г. Ульяновска) // Антропология академической жизни / под ред. Г. Комаровой. – М.: ИЭА РАН, 2008. – С. 258–264.
Кинг Д., Логан Д., Фишер-Райт Х. Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 272 с.
Листер Т., Де Марко Т. Человеческий фактор: успешные проекты и команды / пер. М. Зислис. – М.: Символ-плюс, 2009. – 211 с.
Мариничева М. Е. Антропология вузовского музея: люди и персонажи // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – C. 318–320.
Маэда Д., Бермонт Б. Редизайн лидерства: Руководитель как творец, инженер, ученый и человек. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 104 с.
Методические рекомендации по разработке нормативов посещаемости музеев Российской Федерации в зависимости от их объективных возможностей по приему посетителей. – М.: Минкультуры России, 2017. – 40 с. – URL: http://www.musrzn.ru/uploads/images/files/metod_rekomendatzii_po_razrabotke_normativov_poseshchaemosti.pdf
Попова Е. В. «Народный музей исчезнувших деревень»: научный инструментарий, методика исследований, программа для сбора материалов // Азарова В. А., Медведева А. А., Попова Е. В., Юминов А. Г., Юминова О. Б. Народный музей исчезнувших деревень. Программа исследования и методические материалы / сост. Е. В. Попова, А. Г. Юминов. – Ижевск; Нижний Новгород; Сеп, 2017. – С. 7–21.
Рафикова К. В. «Антропологический поворот» в сфере культурного наследия и музейной деятельности // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. С. В. Соловьевой. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2016. – C. 34–38.
Рыков А. В. Темная сторона музея. К вопросу о восприятии культурной институции в современной западной теории // Музей и музейщики: проблемы профессионального образования: материалы международной конференции, 14–15 ноября 2014 г. / сост. С. В. Кудрявцева, Е. Д. Русакова. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. – 232 с.
Станюкович Т. В. Этнографическая наука и музеи. – Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1978. – 286 с.
Филюшкин А. И. Как изображать прошлое нации? Два подхода в музейных экспозициях (на примере Эстонии и Белоруссии) // Вопросы музеологии. – 2016. – №1 (13). – С. 3–9.
Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 432 с.
Хадсон К. Влиятельные музеи / пер. с англ. Л. Мотылев. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – 194 с.
Хобсбаум Э. Разломанное время. Культура и общество в двадцатом веке. – М.: АСТ, 2017. – 384 с.
Шнирельман В. А. Историко-этнографический музей: презентация традиции или репрезентация конструкции // Этнографическое обозрение. – 2010. – № 4. – С. 3–26.
Эриксен Т. Х. Что такое антропология? – М.: Изд-во ВШЭ, 2014. – 188 с.
Этнографические музеи сегодня // Антропологический форум. – 2007. – № 6.
Boas F. Some Principles of Museum Administration // Science. – 1907. – Vol. 25. – P. 921–933.
Bouquet M. Academic anthropology and the museum: back to the future // Academic anthropology and the museum / еd. by Mary Bouquet. – NY, Berghahn books, 2006. – P. 1–18.
Dienesch S. Organization follows content // The future of Museums of cities. – CAMOC, Frankfurt, 2018. – 68 p.
Engaging your Community: A Toolkit for Museums. – Ontario Museum Association, 2015.
Eriksen A. From antiquities to heritage: transformations of cultural memory. – Berghah, 2014.
Handler R. An Anthropological Definition of the Museum and its Purpose // Museum anthropology. – 1993. – Vol. 17, iss. 1. – P. 33–36.
Harms V. Will Museums of Ethnology Have a Future? // Antropologia Portuguesa. – 1997. – Vol. 14. – P. 21–36.
Falk J. H. Identity and the museum visitor experience. – Walnut Creek, CA: Left Coast Press, 2009.
Neil G. Kotler, Philip Kotler, Wendy I. Kotler. Museum Marketing and Strategy: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources, 2nd edition. – Wiley publishing, 2016. – 544 p.
Kaplan F. Making and remaking national identities // A companion to museum studies / ed. by Sharon Macdonald. – Blackwell publishing, 2006.
Macdonald S. Behind the Scenes at the Science Museum, London. Knowing, making and using // Academic anthropology and the museum: back to the future / ed. by Mary Bouquet. – NY, Berghahn books, 2006. – P.117–142.
Macdonald G. F., Alsford S. Canadian Museums and the Representation of Culture in a Multicultural Nation // Museums and their Communities (Leicester Readers in Museum Studies) New ed. by Sheila Watson. – Routledge, 2007. – P. 276–292.
Museums and their Communities. Ed by Sheila Watson. – Routledge, 2007. – 593 p.
Museums as places for intercultural dialogue: selected practices from Europe / ed. by Simona Bodo, Kirsten Gibbs, Margherita Sani. 2009.
Museums, migration and cultural diversity Recommendations for museum work. – Berlin, Deutscher Museumsbund, 2015.
Neyland D. Organizational Ethnography. – SAGE Publications, 2008.
Pereiro X. Ethnographic Research on Cultural Tourism: An Anthropological View // Cultural tourism research methods / ed. by Greg Richards and Wil Munsters. – 2010.
Rees Leahy H. Museum Bodies the Politics and Practices of Visiting and Viewing Ashgate. – 2012.
Schiele B. Science museums and centres: evolution and contemporary trends // Routledge handbook of public communication of science and technology / ed. by Massimiano Bucchi and Brian Trench. – Routledge, 2014. – P. 40–59.
The multisensory museum / ed. by Nina Levent and Alvaro Pascual-Leone. Rowman&Littlefield, 2014.
Theme Index and Museum Index 2016: The Global Attractions Attendance Report / ed. by J. Rubin. Themed Entertainment Association (TEA). – 2017. – 77 p. – URL: http://www.teaconnect.org/images/files/TEA_235_103719_170601.pdf
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 113 — 123
Скачиваний: 1407